08.10.15. Заметка от Ольги Глаголевой.
"Одного
из самых известных и почитаемых русских святых, основателя
Троице-Сергиевой Лавры преподобного Сергия Радонежского вспоминают в
четверг православные верующие и ополченцы Новороссии. Во всех храмах
России и Донбасса прошло особое праздничное богослужение.
Православные отмечают дни памяти святого Сергия дважды в году: в день
его кончины 8 октября и по случаю обретения святых мощей 18 июля.
Согласно религиозной традиции, день преставления святого является
праздником.
Преподобный Сергий родился в селе Варницы под
Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги
Марии. Ребенка окрестили с именем Варфоломей, что значит «сын радости».
Еще до рождения Бог избрал его на служение Себе: младенец во чреве
матери трижды возгласил в храме во время Божественной литургии.
С
детства Варфоломей отличался добротой, любовью к молитве и посещению
храма. Рос он тихим и кротким мальчиком, любившим уединение и
сторонившимся сверстников. Вместе с братьями Степаном и Петром в
семилетнем возрасте Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с
превеликим трудом. Впечатлительный мальчик очень переживал эту напасть и
усердно молил Господа «открыть ему дверь книжного разумения».
Однажды,
разыскивая в поле пропавших лошадей, он увидел старца-монаха. От
смиренного и кроткого облика старца веяло такой необыкновенной добротой и
любовью, что неожиданно для самого себя Варфоломей поведал ему свое
горе. Старец помолился, благословил мальчика, и… Господь дал тому память
и разумение: Варфоломей стал преуспевать в книжной премудрости гораздо
больше, чем и его братья и все прежде насмехавшиеся над ним соученики.
После этого чудесного события в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу.
***
XIV
век был тяжелым временем для Руси — татары разорили практически всю
страну, а между русскими князьями шли бесконечные раздоры и
междоусобицы. Обеднев от татарских набегов и поборов московского князя,
некогда довольно зажиточная семья Варфоломея вынуждена была оставить
родную ростовскую землю. Как и многие ростовчане, перебрались они в
маленький городок Радонеж — удел младшего сына Ивана Калиты Андрея, где
переселенцам были обещаны многие льготы и всяческая помощь. Было это в
1328 году.
После смерти родителей, в 20-летнем возрасте,
Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, к тому времени овдовевшим и
принявшим монашеский постриг, поселился в 10 верстах от Радонежа в
глухом лесу на горе Маковец у речки Кончуры. Здесь они срубили убогую
келью и маленькую церковь, которую освятили в честь Святой Троицы. Так в
1337 году было заложено основание знаменитой впоследствии обители
преподобного Сергия.
Вскоре Стефан, не выдержавший суровой жизни,
ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Кстати, впоследствии, будучи
архимандритом, Стефан стал духовником великого князя Симеона Гордого, а
его сын — святой Феодор — будет духовным отцом государя московского,
благоверного князя Димитрия Донского.
Варфоломей же, постриженный
на 23-м году жизни в монашество с именем Сергий (что у древних римлян
значило «высокий, почтенный»), два года жил один. Тяжела была жизнь в
«пустыне»: мимо его одинокой кельи пробегали голодные волки, готовые
растерзать инока, бродили медведи, бывало ему холодно и голодно… Но
какая-то чудесная сила, жившая в нем, заставляла переносить все тяготы и
невзгоды — во всех скорбях и искушениях был с ним Господь! Незримая
помощь Божья по усердным молитвам молодого монаха поддерживала и
охраняла от всех напастей, ободряла и укрепляла усердного и верного раба
Господня.
Как сказано в святом Евангелии: «Не может укрыться
город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14), так не могли укрыться и
подвиги Сергия, и вскоре о необыкновенном пустынножителе повсюду стала
распространяться молва. Одни говорили о его трудолюбии и строгом
воздержании, другие удивлялись его простоте и незлобию, третьи
рассказывали о его власти над злыми духами — все поражались его смирению
и душевной чистоте. Из окрестных сел и деревень к обители Сергия начали
пробираться многие: кто обращался к нему за советом, кто желал
насладиться его душеспасительной беседой — всякий слышал от него доброе
слово, возвращался утешенный и успокоенный.
Поствление Сергия в дьяконы и в игумены. Клеймо иконы Преподобный Сергий Радонежский с клеймами жития, 16 в.
Пришли
к Сергию и 12 иноков, которые стали делить с ним тяготы
пустынножительства. Сергий трудился больше всех: рубил дрова, строил для
братии жилища, пек хлеб, носил воду, постоянно помня слова Спасителя:
«И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10: 44).
Он оставался самым смиренным из монахов, носил самую ветхую одежду.
Вскоре, как наиболее достойного, братия избрала Сергия своим игуменом.
Было ему в это время около 40 лет. И еще долгих 30 лет управлял
преподобный Сергий своей родной обителью.
«Мир — писал
профессор В. О. Ключевский, — приходил в монастырь Сергиев, и то, что он
видел здесь, быт и обстановка пустынного братства, уже поучали его
самым простым правилам, которыми крепко христианское общежитие. В
монастыре все было бедно и скудно, “все худостно, все нищетно, все
сиротинско”. В обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на
сермяжной рясе игумена, но все дружны между собой и приветливы к
пришельцам. Каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой, и все
молятся после работы. Во всех чуется скрытый огонек, который без искр и
вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто
вступал в эту обитель труда и молитвы. Мир видел все это и уходил
ободренный, освеженный, подобно тому, как мутная волна, прибиваясь к
прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном
месте, и бежит далее светлой и прозрачной струей». «Таково было сияние
святости, всепобеждающая нравственная сила, духовная красота,
нравственная чистота, таково было блистание разума в слове и совете
Сергия. Уклоняясь от всяких почестей в убогой своей дремучей пустыньке,
Сергий был (и остался на все века) совестью Руси!» (Б. В. Шергин). А
потому со временем обитель Живоначальной Троицы стала центром духовной
жизни Московской Руси.
***
Шли годы... Слава о преподобном
Сергие распространилась не только по Русской земле, но и за ее
пределами: сам Константинопольский патриарх Филофей прислал преподобному
крест и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного
общинножития. Митрополит Алексий Московский, с которым преподобного
Сергия связывали тесные узы духовной дружбы, предчувствуя близкую
кончину, хотел передать ему свои полномочия, но Сергий по своему
смирению отказался от первосвятительства.
Как поется в церковном
песнопении, «в пениях, бдениях и пощениях ты был примером твоим
ученикам, поэтому вселился в тебя Святой Дух». Преподобный Сергий
совершал многие чудеса по молитве, удостаивался великих откровений: за
четыре года до кончины явилась ему Матерь Божия и обещала
покровительство его обители. Вот как описывает это чудо Епифаний, ученик
и автор жития преподобного.
Однажды блаженный старец молился
перед образом Богоматери. Прочитав положенные молитвы, присел он немного
отдохнуть и вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо, трезвись и
бодрствуй, ибо чудное и ужасное посещение готовится сейчас нам». И
тотчас послышался голос: «Се, Пречистая грядет». Святой заторопился из
кельи в сени. И вот яркий свет осенил его, и увидел он Пречистую с двумя
апостолами, Петром и Иоанном. И упал он ниц, не в силах терпеть
«нестерпимую зарю».
«Пречистая же своими руками коснулась
святого, сказав: “Не ужасайся, избранник мой, я пришла посетить тебя.
Услышана молитва твоя об учениках… и об обители твоей. Не скорби уже,
ибо отныне она всем изобилует, и не только при жизни твоей, но и по
отшествии твоем ко Господу неотлучна буду от обители твоей, подавая
потребное неоскудно, снабдевая и покрывая ее”. И, сказав сие, стала
невидима». И действительно, за все время своего существования
Троице-Сергиева лавра ни разу не была захвачена врагами — татары
проходили мимо нее, поляки безуспешно осаждали ее, русские (приверженцы
самозванца) не смогли взять ее.
Много и других чудесных явлений
наблюдали ученики Сергия в его святой жизни: так, Исаакий видел, как
вместе с преподобным служил литургию ангел Божий — «светоносный муж в
блистающих ризах»; Симон — как во время службы небесный огонь,
окружавший святой престол, неожиданно свившись «яко же некая плащаница,
вниде во святый потир, и тако преподобный причастися».
***
Преподобный
Сергий оказал неоценимые услуги Русской земле в укреплении и
поддержании мира, содействовал сосредоточению и усилению государственной
власти в руках великого князя московского, умирял удельных князей.
Так,
по просьбе митрополита Алексия преподобный Сергий отправился к
рассорившимся князьям-братьям Дмитрию и Борису Константиновичам,
оспаривавшим друг у друга Нижний Новгород — стольный город их княжества.
Чтобы заставить покориться младшего, Бориса (противника Москвы),
преподобный Сергий применил к упрямцу небывалую тогда на Руси «крайнюю»
меру: «затворил» все церкви в Нижнем, прекратив богослужения. И князь
Борис был вынужден помириться с братом, отдать ему город.
В
другой раз, по просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича,
преподобный пришел пешком к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к
примирению и союзу с Москвой. После долгих увещеваний миссия троицкого
игумена завершилась успешно.
Преподобный Сергий благословил князя
Дмитрия Донского на битву против полчищ Мамая, предсказав победу
русскому воинству: «Без всякого сомнения, господине, со дерзновением
пойди противу свирепства их, никакоже ужасайтеся, всяко поможет ти Бог».
Подписью
преподобного Сергия было скреплено завещание великого князя Дмитрия
Донского, в котором был записан новый порядок престолонаследия — от отца
к старшему сыну.
Преподобным Сергием и при его содействии были
основаны 37 (!) монастырей в дотоле необжитых местах нашей Отчизны,
которые составили своеобразную «школу». Среди них Симонов в Москве,
Киржачский, Голутвин в Коломне, Высоцкий близ Серпухова, Борисоглебский
около Ростова, Дубенский (в память Куликовской битвы), Покровский близ
Боровска, и другие.
Отказавшись от всех благ этого мира ради
любви к Всевышнему, преподобный Сергий не имел кровных детей, но создал
величайшую «семью» святорусскую. Его духовные дети, внуки, правнуки и
праправнуки возглавляли Русскую Церковь, осваивали глухие края и повсюду
зажигали «светильники духа». Ученики преподобного Сергия — Андроник,
Феодор Симоновский, Афанасий Серпуховской, Савва Звенигородский,
Авраамий Галичский, Мефодий Пешношский, Иаков Железноборский и многие
другие — основали еще около 50 монастырей, ставших впоследствии
духовными и культурными центрами России. Среди них Спасо-Андроников в
Москве, Саввино-Сторожевский близ Звенигорода, Железноборский близ
Галича, Воскресенский на севере Ярославской области, Ферапонтов,
Кирилло-Белозерский и другие.
Видение птиц на молитве преп. Сергию. Клеймо иконы Преп. Сергий Радонежский в житии, 17 в. Фото А. Царева
Несомненно,
то была Божья воля: ученики преподобного Сергия помнили удивительный
рассказ своего учителя, ставшего всероссийским игуменом,
отцом-наставником всего русского народа. Однажды ночью в своей келье
преподобный услышал голос, назвавший его имя: «Сергий!» Открыв оконце,
Сергий увидел необычайный небесный свет и множество «зело красных птиц».
И тот же голос торжественно произнес: «Им же образом видел еси птица
сия, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще
восхотят стопам твоим последовати».
Как писал архимандрит Никон
(Рождественский), «духовное потомство великого Радонежского подвижника
распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая
благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения
христианского».
***
Осенью 1392 года, примерно на 80-м
году жизни, преподобный Сергий впал в тяжкий недуг. Предчувствуя скорый
конец, он призвал братию для последних наставлений...
Прошли
столетия… Троицкая лавра (лавра греч. — общежительный монастырь) стала
одной из крупнейших и богатейших русских обителей. Но ценнее всех ее
сокровищ и доныне считается священная рака с мощами преподобного Сергия,
который оставил завет для всех поколений русских людей: "Внимайте себе,
братие, всех молю: прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и
телесную, и любовь нелицемерную; к сим же — страннолюбие и смирение".