11.10.15 Заметка от журналистов
1
(11) октября 1653 г. в Московском Кремле собрался Земский собор,
который принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.
«Русская
Весна» поздравляет своих читателей с этой знаменательной датой и
выражает глубокую уверенность в том, что на смену американским
марионеткам и временщикам к власти в Киеве рано или поздно придут люди
масштаба Богдана Хмельницкого, которые ликвидируют досадную историческую
ошибку декабря 1991-ого года.
Пользуясь случаем, хотим напомнить текст этого исторического документа
* * *
Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией
1 октября 1653 г.
В
прошлом во 161-м году 1 мая 25 по указу Великого Государя-Царя и
Великого князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца говорено на
соборах о литовском и о черкаском делах.
А в нынешнем во 162-м
году октября в 1 день Великий Государь-Царь и Великий князь Алексей
Михайлович всея Руси Самодержец указал о том же литовском и о черкаском
делах учинити собор 2, а на соборе быти Великому Государю Святейшему
Никону, Патриарху Московскому и всея Руси, и митрополитом, и
архиепископом, и епископом, и черным властем, и боярам, и окольничим, и
думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам,
и дворянам, и детям боярским (выборным) из городов 3, и гостям, и
торговым и всяких чинов людям. И указал Государь им объявити Литовского
Короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны
делаются к нарушенью вечного докончанья, а от Короля и от панов рад
исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды его государевым
Московского государства всяких чинов людям были ведомы. Также и
запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они
бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и
паны рады при государевых великих послах по договору исправленья не
учинили и отпустили их без дела.
И Государь-Царь и Великий князь
Алексей Михайлович всея Руси Самодержец, пришед от праздника Покрова
Пресвятые Богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в
Грановитой палате. А на соборе были: Великий Государь, Святейший Никон,
Патриарх Московский и всея Руси, митрополит Крутицкий Селивестр,
митрополит Сербский Михайло, архимандриты и игумены со всем освященным
собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие, и дворяне
московские, и жильцы, и дворяне из городов, и дети боярские, гости и
гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и
иных всяких чинов люди и стрельцы. И по государеву цареву и Великого
князя Алексея Михайловича всея Руси указу о неправдах Яна Казимера,
Короля Польского, и панов рад и о челобитье государю в подданство
Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского чтено всем вслух:
В
докончальных грамотах блаженные памяти Великого Государя-Царя и
Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и Владислава
Короля Польского и Великого князя Литовского написано: быти им обоим
Великим Государем меж себя и их государским детем и наследником в
братской дружбе, и в любви, и в соединении. А Великого Государя нашего
Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и его
государевых детей и наследников Владиславу королю, и вперед будучим
Королем Польским и Великим князем Литовским, и паном раде, и всей Речи
Посполитой во всяких письмах описывати и именовати по его государскому
достоинству и по вечному докончанью Великим Государем-Царем и Великим
князем всея Руси Самодерж-цем, с полными его государскими титлы, по его
государскому достоинству. И как он, Великий Государь, сам себя описует
по докончальной грамоте отныне и до века и вперед неподвижно безо
всякого примененья. А Владиславу Королю Польскому и Великому князю
Литовскому и вперед будучим Королем Польским и великим князем Литовским
писатися по прежним обычаем с полными ж их титлы по докончальной
грамоте. А к Московскому государству Владиславу Королю Польскому и
Великому князю Литовскому, и его братьям, и детям, и внучатом причитанья
ни в чем не иметь и Царем и Великим князем все Руси, и титлами
Московского государства не писатися и не именоватись. И то вечное
докончанье с обе стороны сперва великие послы, а после того и сами обои
Великие Государи своими государскими душами, крестным целованьем
закрепили и грамотами и печатьми утвердили, что меж ими, обоими Великими
Государи, тому вечному утвержденью быти навеки непременну.
А в
прошлом во 161-м году посланы к нему, Яну Казимиру Королю, государевы
великие и полномочные послы, боярин и наместник Великопермский князь
Борис Александрович Репнин-Оболенский со товарищи, чтоб Ян Казимир
Король,
памятуя вечное докончанье, и посольские договоры, и сеймовые свои
уложенья, конституцию, велел в тех вышеименованных делах исправленье
учинить пристойное. И те государевы великие послы, будучи в ответе, о
государеве чести о исправленье на обвиненных людей по договору паном
раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимир Король в том
деле никакова исправленья не учинил. А паны рада в ответах то и дело,
что они, великие послы, говорили о чести блаженной памяти Великого
Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и
сына его государева, Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея
Михайловича всея Руси Самодержца, называли малым делом.
И те
государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они,
паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во
что и называют малым делом, не бояся Бога и не памятуя вечного
докончанья. И тем Великих Государей наших, блаженные памяти Великого
Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и
сына его, Великого Государя нашего Царя и Великого князя Алексея
Михайловича всея Руси Самодержца, обесчестили.
И паны рада
говорили и указывали на прежний свой неправедный суд и декрет, что они о
том деле, о их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако
судити и переделывать не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы
писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали,
что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за
прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле
никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.
Да
он же, Ян Казимир Король, забыв вечное докончанье, умышляя над
Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим
христианским неприятелем с Крымским ханом почасту и всякими вымыслы
умышлял, чтоб сообща Московское государство воевать и разорить. Да он
же, Ян Казимир Король, через свои государства пропустил к Свейской
королеве Христине общего христианского неприятеля крымского хана посла
для ссоры и войны. А прежде сего того, чтоб Крымским послом через Польшу
и Литву в Свею ходить, николи не бывало.
Да с его же королевские
стороны учили быть в порубежных местех задоры большие: приходя в
государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных
городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и
крестьян грабят и мучат разными муками, и за рубеж вывозят сильно, и
всякие злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных
воевод расправы в том не чинят. И по тем по всем мера многие неправды
учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны.
А с государевой стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места сдержано крепко и нерушимо.
Да
в прошлых годах присылал ко Государю-Царю и Великому князю Алексею
Михайловичу всея Руси запорожский гетман Богдан Хмельницкий и все войско
Запорожское посланников своих многажда, что паны рада и вся Речь
Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на
святые Божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их,
запорожских черкас, от истинной православной христианской веры, в
которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской
вере. И церкви Божии запечатали, а в иных учинили унию, и всякие над
ними гонения, и поругания, и злости нехристианские чинили, чего они и
над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя
благочестивые христианские веры отбыти и святых Божиих церквей в
разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле призвав к
себе в помочь Крымского хана с ордою, учали за православную христианскую
веру и за святые Божии церкви против их стояти. А у Царского Величества
милости просят, чтоб он, Великий христианский Государь, Ж&Л0Я
благочестивые православные христианские веры и святых Бо- жиих церквей и
их, православных христиан, невинные крови пролития, умилосердился над
ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И
учинил им на гонителей христианские веры и Святых Божиих Церквей, на
поляков, помочь и послал войска свои.
А в прошлом во 161-м г.
присылал ко Госу-дарю-Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея
Руси Запорожской гетман Богдан Хмельницкий посланников своих дважды, что
с королевские стороны по договором, на чем с ними, запорожскими
черкасы, мирились, не исполнено, и церкви Божии, которые в договоре
написаны были отдать из унии, не отдали, а которые немногие и отданы
были, и те оборочены опять под унию. И хотя православную христианскую
веру искоренить и святые Божии церкви до конца разорить, войска на них
корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городах и
местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И
православных христиан духовного и мирского чину многих невинно замучили
злыми раз-личными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и
слышати жалостно.
И они у Царского Величества запорожские черкасы
милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, Великий Государь,
православные христианские веры искоренить в святых Божиих церквей
разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними
умилосердился, велел гетмана Богдана Хмель-ницкого и все войско
Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет Государь
их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и
Великий бы Государь Его Царское Величество для православные христианские
веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через
своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою
они с поляками мирится отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей
не стоят.
И Ян Казимир король и паны рада и то дело поставили ни
во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную
христианскую веру искоренити и церкви Божии разорити, пошли на них
войною при них же, великих послах.
Да как у Короля и у панов рад в
прошлом во 161-м году сейм был в Бресте Литовском, и у них на сейме
приговорено впрямь, что их православных христиан греческого закону,
которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и
церкви Божии розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась.
И
государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им с
большим вычетом в палате и к коретам идучи во все люди вслух, что
Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские
веры и святых Божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людям,
которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им
отдать. И коли он, Ян Козимир король, и они, паны рада, то поставили ни
во что и ни в чем исправленья не учинили, и Великий Государь Его Царское
Величество такова их злого бесчестья и многово по вечному докончанью
неисправленья болыпи того терпети им не будет. И послов своих и
посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их
не-правдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные
государства к Великим Государем христианским и бусурманским. А за
православную христианскую веру, и за святые Божии церкви, и за свою
государскую достойную честь стояти будет, сколько Милосердый Бог помощи
подаст.
И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не
показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех
государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимир король
избран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге его
написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере христианской
остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и
никого на то не попущати. А будет он той своей присяги не сдержит, и он
подданных своих от всякой верности и послушания чинит свободными и
разрешения о той клятве своей ни у кого просити не будет и не примет.
Да
в вестях объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в
подъездах дважды сходились и бились, и им-де посчастилосъ и много языков
поляков поимали. А литовской-де гетман Радивил говорил: будет они с
войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятся и
пойдут на государеву землю войною.
И выслушав, бояре приговорили:
за честь блаженные памяти великого Государя-Царя и Великого князя
Михаила Федоровича всея Руси и за честь сына его государева, Великого
Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси, стояти и
против Польского короля война весть. А терпети больше того нельзя,
потому что многие годы 8 в королевских грамотах и в порубежных листах
писали их государские имянованья и титлы мимо вечного докончанья и
посольского договору, со многою пропискою.
А по посольским
договором, и по ответным письмам, и по своей сеймовой конституции во
многие годы исправленья не учинили, и видя королевские подданные такое
неисправленье и злым людям за вины их неуимство от того не престали, и с
порубежных городов капитаны их и наместники в государевы порубежные
городы к воеводам во всех годах государево именованье и титло писали с
пропискою. И при государевых послах, при боярине князь Борисе
Александровиче Репнине со товарищи, исправленья не учинили и называли то
дело — госуарскую честь — малым делом, и смеяся, и поставили ни во что,
и отпустили государевых послов без дела, и тем они вечное докончанье
нарушили.
А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем войске
Запорожском бояре и думные люди при-говорили, чтоб Великий Государь-Царь
и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана
Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами их и с землями
принять под свою государскую высокую руку для православной христианской
веры и святых Божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая
на православную христианскую веру и на святые Божии церкви вос- тали и
хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и
все войско Запорожское, присылали к Великому Государю- Царю и Великому
князю Алексею Михайловичи) всея Руси бити челом многажда, чтоб он,
Великий Государь, православной христианской веры искоренить и святых
Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над
ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А
будет Государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку
приняти не изволит, и Великий бы Государь для православной христианской
веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через
своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
И по
государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответах
паном раде говорили, чтоб Король и паны рада междоусобье успокоили, и с
черкасы помирились, и православную христианскую веру не гонили, и
церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б
мир по Зборовскому договору.
А Великий Государь Его Царское
Величество для православной христианской веры Яну Казимиру Королю такую
поступку учинит: тем людям, которые в его государском именованье в
прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимир Король и
паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и
потому доведется их принять в присяге Яна Казимира Короля написано, что
ему в вере христианской остерегати и зашищати, и никакими мерами для
веры самому не тес- нити, и никого на то не попущати. А будет он той
своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякия верности и
послушанья чинит свободными.
И он, Ян Казимир, той своей присяги
не сдержал, и на православную христианскую веру греческого закона
восстал, и церкви Божии многие разорил, а в иных унию учинил. И чтоб их
не отпустить в подданство турскому салтану или