13.10.15. Заметка от Александра Базилика.
"Нам
пишут из Донбасса. Приказано забыть. На Украине апофеоз декоммунизации:
принятый парламентом специальный пакет законов требует обязательного
переименования городов, улиц, площадей и вообще всего, что хоть как-то
напоминает о «преступном» советском прошлом. В масштабах всей Украины
будет переименовано более 900 городов и поселков. Только в
Киеве переназовут 122 улицы, среди них - улицу имени первой в мире
женщины-космонавта Валентины Терешковой. В самом деле, какое отношение к
космическим прорывам имеет нынешняя Украина, пустившая по миру
знаменитый завод-гигант «Южмаш», что в Днепропетровске? «Новые украинцы»
в патриотическом порыве уже и не помнят, что именно здесь строились
космические корабли, которые были востребованы во всем окрестном мире, а
не только в СССР. А уж про СССР приказано крепко-накрепко забыть,
потому как это - «тоталитарное», преступное государство, без конца
гнобившее все украинское.
Нынешним украинцам постоянно прививают
комплекс жертвы. На государственном уровне заставляют отрекаться от
идеалов, каяться в неких ошибках, ругать прошлое и сожалеть о сделанном.
На то, чтобы совершить что-то безошибочно-прекрасное, не остается ни
сил, ни желания, ни времени. И ведь поводов каяться история-злодейка
припасла множество! Взять хотя бы ее новейшие страницы: жертвы революции
и Гражданской войны, жертвы ГУЛАГа и голодомора, жертвы Великой
Отечественной, жертвы социализма и КГБ, свеженькие жертвы дикого
капитализма, а тут подоспели и новые жертвы - «небесная сотня»,
«герои-каратели» из АТО, развязанной Киевом на Донбассе.
И
непременно, сначала гении-герои, а потом людоеды-злодеи: Ленин - Сталин,
Хрущев - Брежнев и дальше фигуры помельче —военачальники,
партстроители, президенты-олигархи. И вечный народный стон над
просторами Украины: когда же они все нажрутся!!! И вечный комплекс
неполноценности: а вот на Западе (в Европе, Америке и даже в Новой
Зеландии) — все-все лучше, демократичнее, человечнее... Дело известное:
всегда хорошо там, где нас нет.
Но ТАМ все по-другому еще и
потому, что там ИНАЧЕ относятся к своей истории. В той же Франции -
родине гильотины - монархам головы рубили так, что свист стоял, и
бесновалась радостная толпа, и казематы Бастилии разнесли по кирпичикам,
и кровь текла по каменным мостовым, и грабили награбленное, и
революционная «Марсельеза» гремела над крышами Парижа! Но День взятия
Бастилии — официальный праздник, и тамошнюю революцию который век
называют Великой французской революцией, а «Марсельеза» стала
государственным гимном Франции.
В США тоже была своя Гражданская
война между Севером и Югом: горы трупов, толпы мародеров, подлецы и
герои с обеих сторон, однако официальный праздник День поминовения
усопших (как победителей, так и побежденных) начал торжественное шествие
в веках именно после той кровавой бойни. Принесенные на алтарь истории
жертвы американских, французских и прочих западных граждан почему-то
этих самых граждан объединяют, становятся героическим мифом, а не
поводом для поиска и наказания врагов.
Да возьмите историю любой
мало-мальски успешной страны: она полна крови, злодейств и предательств,
которые на государственном уровне одевают в глянец и гордятся,
гордятся, гордятся! Вот, мол, мы какие молодцы, вот через что прошли, и
выстояли, и победили, а страдания только сделали нас сильнее!
И
только на Украине любимое занятие - жить с головой, повернутой назад,
постоянно отменяя старые и назначая новые «красные даты календаря». Как в
известном фильме, снятом, кстати, тоже на Украине: «Скидывай сапоги,
власть переменилась!» А власть меняется часто, и все время какая-то она
неустойчивая, и всегда у нее две главные задачи - нажраться и успеть
придумать новые праздники, попутно уничтожая неугодную кому-то память.
Однако не получается ни то, ни другое. Первое не получается потому, что
власть украинская постоянно ощущает себя жертвой, которой раньше ой как
много не додали (и обижали, и зажимали, и преследовали, и даже
велосипеда в детстве не купили!), и надо наверстать все упущенное, пока
не явились во всеоружии новых обид очередные молодые и борзые, да с
автоматами наперевес! Второе не получается потому, что традиции не
успевают прижиться: их вырывают с кровью и мясом. А традиция - это
нематериальная вещь, которую «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать», но
традиция держит нацию, скрепляет народ, цементирует государство. То есть
цемент украинский хлипковатый получается, бесчестный какой-то цемент,
от такого государственное здание все время рушится. К примеру, христиан
всей планеты десятки веков мощно цементируют два великих праздника —
Пасха и Рождество Христово - какая бы власть ни стояла за окном, какие
бы дрязги ни происходили внутри самой Церкви, какие бы расколы и
скандалы ни выворачивали ее нутро. Вот у кого поучиться бы сохранению
традиций!
В Донецке у обелиска Борцам за советскую власть
(установлен полвека назад над братской могилой погибших революционеров)
горит Вечный огонь. За памятником — сквер и церковь (построена лет 15
назад). Дальше — улица Петра Кобозева — революционера, чрезвычайного
комиссара в кожанке и со звездой на фуражке. А есть еще Михаил Кобозев -
святой Русской православной церкви. И, возможно, кто-то из верующих
наивно считает, что улица названа его именем. Как бы там ни было, здесь
мирно соседствуют безбожники, маузером и штыком искоренявшие «опиум для
народа», и символ этого самого «опиума». А на скамейках сквера целуются
влюбленные под негодующими или ласковыми взглядами стариков. И кто-то
истово перекрестится на вознесенный над золотым куполом крест — символ
страдания и бессмертных традиций, а кто-то положит цветы к обелиску или
просто полюбопытствует, что, мол, это за памятник такой...
И все
это — наша история. Одна на всех. Выдергивая из нее нитки на кафтан для
нового «героя», украинская власть уничтожает само полотно: на кафтан все
равно не хватит, а прореху в исторической ткани таким «героем» не
залатаешь. Да и сам он, того и гляди, вылетит пробкой в бездну забвения
под крики «ганьба!» или "долой!"