вторник, 14 июня 2016 г.

14.06.16. Общепознавательная заметка от историков.

14.06.16. Общепознавательная заметка от историков.

"Прощание славянки: Романтическая история военного марша. Знаменитый марш "Прощание славянки" был написан в 1912 году русским военным музыкантом Василием Ивановичем Агапкиным (1884-1964) во время Первой Балканской войны. Марш приобрел огромную популярность, особенно, в годы Первой мировой войны. Родился марш очень красиво, на волне славянского патриотизма, и у его колыбели долго и заботливо хлопотала умная и талантливая женщина с древнерусским именем Ольга.

История эта весьма романтическая. Когда военный музыкант Василий Иванович Агапкин приехал служить в Тамбов, он был зачислен штабс - трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Стройный красавец в военной форме, заставлявший своей певучей трубой замирать женские сердца, не остался без внимания тамбовчанок, и однажды подошла к нему с нотной тетрадкой лучшая городская модистка Оля Матюнина. Поговорили они о музыке, о жизни, и вскоре запела серебристая агапкинская труба уже совсем другую песню.

Заботливая жена одела мужа с иголочки, купила в комиссионке рояль с кипой старинных нот и стала готовить будущую знаменитость к поступлению в музыкальное училище. Церковно-приходская школа давала лишь начальное образование, а для поступления нужны были минимум четыре класса гимназии. Ольга попросила подругу-гимназистку, и та стала заниматься с Агапкиным по недостающим предметам. Готовился Василий Иванович как одержимый и осенью 1911 года поступил в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение.

По счастью, бравый кавалерист-музыкант попал в класс известного педагога Федора Кадичева. Именно Федор Михайлович привил своему талантливому ученику основы сочинительства и обучил начальной технике дирижирования. К чести преподавателя, студент Агапкин быстро усвоил все необходимые учебные дисциплины, добросовестно изучил композиторский опыт отечественных и зарубежных мастеров, и уже через год стал пробовать свои силы в сочинении прикладной музыки для военного оркестра. Приближался столетний юбилей Бородинского сражения и желание молодого музыканта создать героико-патриотическое произведение в жанре духовой музыки на этом фоне выглядит вполне естественным.
Чуть позже возник еще один фактор, побудивший В Агапкина к написанию знаменитого теперь марша.

В те годы в России внимательно следили за военными действиями, которые вели народы Балкан против турецкого ига. Болгария, Сербия, Черногория и Греция боролись за полное освобождение от пятисотлетней османской тирании. Следом вспыхнула первая мировая война и Агапкин откликнулся на эти события сочинением марша с использованием образно-интонационного материала патриотических тем.

Марш есть марш, и без героико-патриотического содержания его не бывает. К сожалению,в этот период молодую семью Агапкиных постигло несчастье, и, может быть, именно по этой причине в мелодии марша появился маленький, щемящий душу, знаменитый "славянковский" форшлаг. И поди теперь разберись, чего в этой музыке заложено больше? Сурового ратного героизма славянских воинов или высокой и самоотверженной любви славянских женщин? Похоже автор сам попытался ответить на этот вопрос, лирично назвав марш «Прощание славянки» и посвятив его "всем славянским женщинам, провожавшим мужей на войну".

Поистине удивительна судьба этого сверхпатриотического произведения. Десятки легенд опутывают историю его написания. В зависимости от социального заказа ему приклеивали то белые, то красные ярлыки, не понимая, что этот марш по сути есть и всегда был исконно русским, и потому востребованным во все времена. Прочно вросший в поэтику духового оркестра, марш Василия Агапкина популярен и по сей день, и не только в России, но и в других странах. Наберите в любой поисковой машине два магических слова "Прощание славянки" и компьютер тут же выбросит десятки ссылок на разных языках мира.

Но жизнь музыкальных произведений измеряется иными, вневременными мерками. Они либо умирают "во младенчестве", либо живут вечно. «Прощание славянки» - типичный тому пример.
По воле Бога скромное музыкальное произведение, родившееся от любви военного трубача и простой модистки, стало всемирно известным и всенародно любимым "перонным" маршем, получив от радио МАЯК уникальный исторический титул «Музыкальная эмблема тысячелетия".

Любовь, как и Бог, пребывает всегда..."

14.06.16. Обзор актуальной информации от военкора Ирины Петренко.


14.06.16. Обзор актуальной информации от военкора Ирины Петренко.

«Новости Новороссии: война назначена на 17 июня, шантаж ПАСЕ, киевские сказки. ВСУ готовят провокации и наступление с 17 по 20 июня, ПАСЕ срывает выборы, восстановление Донбасса – реальные планы ДНР и сладкие сказки Киева.

Если завтра в поход. Киев наращивает количество тяжелых вооружений в прифронтовых районах у самой границы Донецкой народной республики. По мнению руководства ДНР, это знак того, что Киев планомерно готовится к новой большой войне. При этом аналогичного мнения придерживаются, похоже, и с украинской стороны. Так, разведка ДНР обнаружила в непосредственной близости к линии соприкосновения на Горловском и Донецком направлениях почти сорок единиц украинской военной техники. На этих участках также зафиксирована концентрация других запрещенных вооружений и личного состава ВСУ, о чем рассказал спикер Минобороны ДНР Эдуард Басурин. Косвенно эту информацию подтвердил и координатор группы «Информационное сопротивление» украинский военный эксперт Дмитрий Тымчук, по словам которого, у руководства Донецкой народной республики есть данные о подготовке провокаций со стороны ВСУ. По слухам, донесшимся до Тымчука, украинские силовики получили задание провести массированные обстрелы военных и гражданских объектов в Донбассе. Основными направлениями для провокаций ВСУ намечены Донецкое и Мариупольское направления. На своей странице в Facebook Тымчук написал, что, согласно данным разведки ополченцев, вооруженные силы Украины получили приказ в период с 17 по 20 июня провести ряд массированных обстрелов военных и гражданских объектов на юго-западе ДНР. Таким способом, вынужден признать Тымчук, ВСУ планируют отвлечь внимание от своего готовящегося наступления в районах Авдеевки, Ясиноватой и Горловки. Боевые действия ожидаются и в районе Майорска на Мариупольском направлении. ПАСЕ срывает выборы Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) не готова назначить выборы в Донбассе, но заранее заявляет, что если они и состоятся, то только по украинским законам. Об этом в эфире телеканала «112.Украина» заявил президент ПАСЕ Илкка Канерва. По словам главы ПАСЕ, процесс выполнения минских договоренностей занял больше времени, чем предполагали европейские парламентарии. «Поэтому при обсуждении ситуации по проведению выборов мы не можем пока объявить окончательный результат. Но можем заметить, что выборы должны проводиться в соответствии с украинским законодательством и быть прозрачными и объективными», – отметил Канерва. Также глава ПАСЕ потребовал допустить к границе специальную мониторинговую миссию ОБСЕ на территории Украины. По мнению Канервы, если какой-либо из пунктов требований ПАСЕ не будет выполнен, санкции против России будут продлены.

Восстановление Донбасса – реальность и сказки. Власти Донецкой народной республики с начала года выделили около 53 миллионов рублей на восстановление разрушенной войной инфраструктуры Донбасса. Об этом заявил министр строительства и ЖКХ ДНР Сергей Наумец. «В рамках проведенной работы хочется отметить добросовестный подход таких городов, как Донецк, Дебальцево и Ждановка», – отметил министр. Наумец рассказал, что помимо прямого восстановления жилья и инфраструктуры, порушенных войной, проводятся работы и по благоустройству края. Так, в рамках проведенного в ДНР двухмесячника по благоустройству городов и районов было высажено более 22 тысяч деревьев и кустарников, ликвидировано около пяти тысяч свалок, вывезено более 128 тысяч кубометров мусора. Перед началом летнего сезона было очищено более 90 километров побережья рек и водоемов. По словам министра, самое сложное – это приводить в порядок территорию, которая прилегает к линии фронта и чуть ли не еженощно подвергается обстрелам со стороны позиций украинских силовиков. О намерении восстановить разрушенную войной инфраструктуру Донбасса сообщает и украинская сторона, озвучивая фантастические суммы, которые на это якобы выделяются. О наполеоновских планах во вторник заявил назначенный Киевом глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский. По словам Жебривского, украинские власти намерены восстановить более 870 инфраструктурных объектов, пострадавших в результате боевых действий. «Такого восстановления Донетчина еще не знала», – похвастался глава Донецкой военно-гражданской администрации, добавив, что общая стоимость запланированного восстановления инфраструктурных объектов составляет 6,1 млрд гривен, из которых около двух миллиардов – из внебюджетных фондов.»

14.06.16. Сообщение от издания «Политнавигатор».

14.06.16. Сообщение от издания «Политнавигатор».

«В Киеве хоронят «Великих Рыцарей» Правого сектора, погибших на шахте «Бутовка» На Майдане Незалежности прошла церемония прощания с членами «Правого сектора», погибшими в бою в ночь на 12 июня на шахте «Бутовка» – Робертом Маслеем (позывной «Док») и Юрием Гнатюком (позывной «Гуцул»). Маслей Роберт – известен как один из лучших парамедиков в «Правом секторе». Попрощаться с погибшими пришли их сослуживцы, друзья и родные. «Правый сектор» призвал к мести за их смерть. «Помстиш смерть Великих Лицарів!», – говорится в сообщении на странице «Правого сектора» в Фейсбук. Всего в бою на шахте с украинской стороны погибло 12 и ранено 13 человек, из погибших четверо ¬ бойцы «Правого сектора» и восемь солдат ВСУ. Роберт Маслей известен, как один из лучших парамедиков в «Правом секторе». Попрощаться с погибшими пришли их сослуживцы, друзья и родные. «Правый сектор» призвал к мести за их смерть. «Помстиш смерть Великих Лицарів!», – говорится в сообщении на странице «Правого сектора» в Фейсбук. Всего в бою на шахте с украинской стороны погибло 12 и ранено 13 человек, из погибших четверо ¬ бойцы «Правого сектора» и восемь солдат ВСУ.»

14.06.16. Заметка от Андрея Костина (издание «Антифашист»).


14.06.16. Заметка от Андрея Костина (издание «Антифашист»).

«И снова Краматорск. В городе продолжаются аресты бывших ополченцев. Репрессии в Украине продолжаются. На этот раз жертв охоты на инакомыслие сразу две: отец и сын, которые тоже в 2014 году боролись с нашествием коричневой чумы на Донбасс в рядах ополчения. Совсем недавно «АФ» писал о том, как соседи и знакомые выдали оккупантам 31-летнего жителя Краматорска с позывным «Психолог», который в 2014 году был в ополчении и стоял на блокпосту. И вот снова оккупационные власти отрапортовали о новых «трофеях». Каким образом эти мужчины оказались в лапах следственных органов Украины и как на них вышли пограничники Краматорского отряда, производившие задержание, в бравурном докладе карателей не указывается. Сообщается лишь, что с мая по июль 2014 года отец и сын были в составе ополчения. А сейчас их подозревают в вербовке местных жителей в ряды вооруженных сил ДНР, именуемых хунтой «незаконными вооруженными формированиями». Задержанным грозит статья 260 УК Украины – «Создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований». Санкции статьи предусматривают, в зависимости от того, по какой части предъявляются обвинения, лишение свободы на срок от 3 до 8 лет или от 10 до 15 лет, если участие в этих вооруженных формированиях повлекло за собой гибель людей и тяжкие последствия. Можно не сомневаться, что задержанным краматорчанам предъявят обвинения по самой тяжкой части статьи 260. Недостающие показания выбьют, «по законам демократии», под пытками, в которых последователи бандеровской идеологии ассы. Свидетелей даже подкупать не придется. Как показал опыт 31-летнего товарища задержанных по несчастью, среди мирного населения оккупированных территорий Донбасса всегда найдутся «доброжелатели», готовые свести счеты с жертвой или же просто выслужится перед укронацистским режимом. Читая такие новости, невольно задумываешься, что же будет с нами, если вдруг будут выполнены Минские соглашения и ДНР и ЛНР окажутся снова в составе Украины? Ясно, что в этом случае старики, пережившие в детстве фашистскую оккупацию, будут вспоминать те страшные дни, как благо в сравнении с тем, что нас ожидает под властью озверевшей хунты. Если в прошлом веке немецкие нацисты еще хоть как-то пытались строить на оккупированных землях новый порядок, основанный на страхе и подчинении местных жителей, часть из которых они планировали онемечить и превратить в рабов, то современные украинские фашисты мечтают уничтожить население Донбасса, так сказать, вырвав с корнем. «Герои АТО» уже созваниваются с родственниками, обсуждая, в каком районе Донецка они захватят квартиру или дом. В местном населении они не видят людей. Такая пропаганда, ведущаяся с 2014 года, уже дала не только ростки, но и начала приносить плоды. И если раньше ополченцы, сталкивавшиеся с врагом на передовой, утверждали, что между боевиками националистических батальонов типа «Азова» или «Айдара» и солдатами ВСУ, попавшими в зону так называемой АТО, есть существенная разница, то сегодня стараниями мощной пропагандистской машины, работающей в Украине, эта грань почти стерта. Для жителей Донбасса выполнение Минских соглашений с последующим возвратом ДНР и ЛНР в состав Украины является синонимом слова СМЕРТЬ. Лишь наивные люди могут полагать, что с политическим режимом, бесчинствующим в Украине, можно найти общий язык и ужиться. В их планы налаживание отношений с населением Донбасса не входит. Всех нас уничтожат, и альтернативы такой перспективе нет.»

14.06.16 Сообщение от Олега Неменского. Вторая часть.


14.06.16 Сообщение от Олега Неменского. Вторая часть.

"Эволюция русской и украинской идентичности на Украине после Евромайдана. "Через полтора года после победы Евромайдана украинское общество вновь разочаровано в новой власти. В стране война, утерян Крым, экономика катится под откос, а социологические агентства свидетельствуют о крайне низких рейтингах новой власти. Революционные ожидания сменились привычным разочарованием – на этот раз ещё большим, чем после предыдущей «революции».

Однако мало кто из «свидомых» украинцев при этом скажет, что Евромайдан был ошибкой. В украинском восприятии это разные вещи: то, что власть «опять предала народ», никак не компрометирует само «народное восстание». Оно – священно и всегда праведно. И это то, что очень трудно понять, глядя из России.

В российском восприятии событий на Украине основное чувство это, наверное, недоумение. Украинцев воспринимают как «почти своих», но очень странно себя ведущих. И, на самом деле, это очень точное ощущение: народ действительно почти тот же, но его отношение к государству, к соседям, к самому же себе – и вправду очень отличается от свойственного русским в России. Удивительная нерациональность политического поведения, любовь к восстаниям, имеющим всегда разрушительные последствия, позже обвинение во всех проблемах кого угодно, только не себя, этническая злоба и т.д. – такие черты чаще всего высмеиваются в русской прессе и частных разговорах. И дело тут не в «национальных особенностях», и даже не в историческом опыте – корни этих различий совсем молодые и не идут дальше последнего столетия.

Важнейшее отличие украинцев от жителей РСФСР в советское время состояло в том, что им преподавали особую «Историю УССР». Нынешние украинские бунтари лишь воспроизводят тот образ, который был в них заложен всей системой образования и национального воспитания, через которую пришлось пройти им самим и их недалёким предкам.

Сам образ украинского народа, внушаемый обществу вот уже сотню лет, побуждает именно к такому политическому поведению, которое ярче всего проявляется в форме «майданов». В первую очередь, украинцы осознают себя как сельскую нацию, пришедшую в города. В украинской традиции нет представления о своих национальных городских центрах (разве что в древние времена) – там обычно правили чужаки: поляки, евреи, москали и т.д. Типичный наряд украинского патриота – пиджак, надетый на сельскую рубаху-вышиванку. Это и есть образ переселившегося в город деревенского жителя. Несмотря на тысячелетнюю историю городской цивилизации на этих землях, города остаются культурно чуждыми украинству. Там всегда жили те, с кем надо было бороться за освобождение своей земли. И именно эта борьба представляется основным содержанием украинского прошлого. Борьба с городами, с их «имперским» населением, а значит и с государственностью, на этих городах основанной. Государственность осознаётся как принципиально чуждая украинскому духу. Идеал украинской жизни – село, хутор – и его жителям не нужна внешняя власть.

Если посмотреть на украинские учебники – что современные, что старые советские – можно увидеть там рассказ о тяжёлой судьбе народа, который почти всю свою историю был в состоянии «угнетённых масс». По меньшей мере с XIII века Украина описывается как колония своих соседей, с которыми простой народ вёл нескончаемую и в целом безуспешную освободительную борьбу. Как тут не проникнуться комплексом «меншовартості», то есть малой значимости, второсортности, неспособности встать вровень с соседями? В сознание закладывается представление о своей стране как об извечно маргинальной территории. Понятно, что «хуторское сознание» видится главной причиной такого положения дел, а значит, от украинцев требуется одно: преодолеть своё извечное «моя хата с краю», объединиться и в едином порыве исправить ситуацию.

Освободиться, то есть совершить революцию, ворваться в города и потопить в крови угнетателей. В идеологии украинского национализма, наиболее ярко представленной деятелями ОУН, этому событию отводилось центральное место. Такова была и эпоха её формирования: о революциях мечтала большая часть политических мыслителей – социалистической, национальной, консервативной или какой-то другой. И это вошло в сознание ранних идейных украинцев: требовалось учредить национальное государство через революцию и кровь. У бандеровцев даже была поговорка: «Треба крові по коліна, щоб настала вільна Україна». Какова будет эта «свободная Украина» – по этому вопросу явного согласия не было, но это и не было важно: главная цель – это восстание, национальная революция, приносящая чаемую столетиями свободу. В украинстве, как и во всех правых идеологиях того времени, главной движущей силой признаётся дух нации, а он проявляет себя именно через восстание, через объединение всего народа ради одной цели – национального освобождения.

Нередко приходится встречаться с утверждением, что украинство советского образца было принципиально другим, чем-то противоположным бандеровскому. Нет. В советских учебниках повстанческой героики было никак не меньше, чем в текстах идеологов из межвоенной Галичины. Главный нерв советской историографии – борьба угнетённых масс с эксплуататорами. А тут целый народ – угнетённые массы! Классовая борьба на украинском материале оказалась полностью тождественной «национально-освободительной борьбе украинского народа». Разве что прибавлялось дополнительное объяснение её затяжному характеру, ведь простые народные массы и в других странах столетиями боролись за своё освобождение, пока не пришла пора социалистических революций. Надо отметить, что именно советская школа – главный инструмент украинизации, сумевший за несколько десятков лет создать и утвердить массовое украинское самосознание.

Украинская нация в её современном виде создана советской системой образования. И это нация с классовым самосознанием. «Справедливая» классовая ненависть для неё полностью совпадает с национальной, ведь ненависть к москалям или полякам – это не шовинизм какой, а законная ненависть к угнетателям – священное и благородное чувство, которого не надо стесняться.

Да, при СССР утверждалось, что теперь все народы равны и поводов для таких чувств не осталось. Но потом оказалось, что это была опять же империя, лишь новая форма колонизаторской власти над вечно угнетённым украинским народом. Но разве украинские националисты могут счесть постсоветскую Украину освобождённой? Тоже нет: в городах по-прежнему говорят на «имперском» языке, а Москва теперь всё время требует ей за что-то платить. Это ли свобода? Нация, воспитанная на классовом самосознании, ищет образ своего угнетателя, и таковым вновь оказывается «москаль». И она знает, что у истории есть один главный двигатель – «восставшие народные массы». Восстания становятся главной формой политической жизни нации, а её единственная цель – освобождение.

Современные украинские учебники в плане повстанческой идеологии гармонично продолжают старую националистическую и советскую традицию. В 2009 г. в Киеве вышла брошюра «Предложения к концепции исторического образования на Украине» под редакцией известного историка Натальи Яковенко, в которой были сформулированы очень точные наблюдения о характере той картины украинской истории, которую внушают молодым украинцам. В частности там отмечено, что в господствующей исторической концепции «украинское общество представлено … как, главным образом, угнетённые низы, логичным следствием чего становится апологетизация социальных конфликтов». Авторы очень точно пишут об «объяснениях украинского общества в категориях обиженной „селянской нации”», и про «депрессивный образ прошлого, с доминированием идеи страданий и утрат в пользу „чужих”», и призывают, конечно, исправить это положение. Только вот чтобы его исправить, нужно кардинальным образом изменить всю идеологию украинского национального проекта, в результате чего он может просто потерять свой смысл. А ведь это очень цельная и сильная идеология, она прошла испытание несколькими политическими системами и всегда лишь упрочивала свои позиции. Те же комплексы, которая она прививает украинцам, являются способом её самоутверждения и развития, без них она бы не выжила. И важнейший из них – комплекс угнетённой нации, ведущей многовековую борьбу за свободу.

Очень важен здесь образ «майдана». Майдан в местной традиции – это сельская площадь, широкий пустырь между домами, на котором протекает большая часть деревенской общественной жизни. Он нередко переходит в поле, часть его могут занимать огороды. Надеть вышиванку и устроить из городской площади майдан – это уже освобождение, символическое завоевание города деревней, то есть утверждение украинского начала в инокультурной «имперской» среде. Так, участники Евромайдана даже постарались развести на Площади Независимости грядки и привезли свиней – не для того, разумеется, чтобы себя прокормить. Эти свиньи были символом освобождения. Единение народа на майдане – главная движущая сила истории, способ самоосуществления украинской нации.

Украинцы демонстрируют готовность мириться со сколь угодно плохим уровнем жизни, ведь в борьбе за свободу не до комфорта. Главное – движение к свободе. Когда эта цель будет наконец достигнута, и многовековая история унижений закончится, всё будет «как в Швейцарии», и все нынешние проблемы сгинут вместе с врагами «як роса на сонці». А там и государства будут уже не нужны, ведь будет единая Европа, мир гармонии и благоденствия.

Само национальное государство видится в украинстве лишь как способ освобождения. Возможно, этим можно объяснить и неуспехи в развитии постсоветской Украины. Украинский национализм не предполагает позитивного созидания своей государственности, она видится лишь как инструмент освободительной борьбы.

В июне 2015 года Министерством образования и науки Украины была принята «Концепция национально-патриотического воспитания детей и молодёжи», и там содержится перечень «украинских освободительных проектов». Так обозначены различные формы государственности, за которыми признаётся статус «украинских». Так вот в этот список, помимо Гетманата Павла Скоропадского, Западноукраинской Народной Республики и др., попали также и Киевская Русь, и Великое Княжество Литовское. Конечно, в русском восприятии это выглядит как нелепая шутка: как же историческое государство можно считать «освободительным проектом», и на каких основаниях они считаются украинскими? Но надо понимать, что для украинского сознания всё это именно так: любая государственность, за которой по каким-то причинам признаётся украинский национальный характер, видится как «освободительный проект», а не как что-то самоценное, исторически сложившееся. Это не форма организации общества, а форма координации усилий по реализации освободительной программы.

И современная Украина – не исключение. Ценность государства видится главным образом в освобождении и защите от «агрессора», и именно это от государственной машины в первую очередь и требуется. А условия жизни – тема второплановая. Да, экономика обрушена, но зато она стала меньше зависеть от России! Да, потерян Крым, но зато из государства вычеркнуты эти заядлые противники украинской свободы! Да, идёт война, но ведь это «война с Россией» – значит, украинский народ становится свободнее! В России кризис – значит Евромайдан был не зря!

Есть старая шутка о борьбе за мир до последнего патрона: «войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Так вот в случае с Украиной она вполне реалистична, только вместо «мира» здесь «освобождение». Его достижение столь же призрачно, как и классовая борьба за «свободный труд без эксплуатации человека человеком», и если спросить сознательного украинца, как он представляет себе действительно свободную Украину, то он так или иначе нарисует мир «вообще без москалей», и сам же признается, что это вряд ли возможно. Но борьба за такой мир ему видится смыслом национального существования. Такова его идеология, и таково его воспитание уже в нескольких поколениях. Так что не стоит ожидать массового разочарования в Евромайдане. Для идейного украинца он священен независимо от последствий.

Однако такое самосознание свойственно только людям, которые в украинском контексте осознаются как «сознательные» («свідомі»), украинская идеологическая индоктринация которых достаточно глубока. Но огромная часть населения страны до сих пор остаётся чуждой таких взглядов. Современные соцопросы показывают, что долевое соотношение «провосточного» и «прозападного» населения в регионах Украины после победы Евромайдана никак существенно не изменилось. Просто в СМИ допущен голос только одной части страны.

В наши дни на Украине идёт масштабное соревнование между русской и украинской идентичностями. Сейчас в регионах Юго-Востока борется украинское активное и идеологически сплочённое меньшинство, поддерживаемое властью, и русское пассивное, идейно и морально растерянное большинство, не имеющее никаких властных ресурсов. Понятно, что активное меньшинство всегда побеждает пассивное большинство.

При этом украинское самосознание, имея антигосударственный идейный вектор, поддерживается и направляется огромной государственной машиной. Русское самосознание в этих условиях оказывается в особенно сложной ситуации. Русским свойственно государственничество – эта единственная реальная форма русского коллективизма. Не имея на самом деле своего государства, русские тем не менее привыкли ориентироваться на взаимодействие с государственной властью, искать у неё защиты и считать своим долгом её защиту.

Это является одной из важнейших причин тяжёлого положения русского населения Украины. С одной стороны, ему трудно выступать с антигосударственными лозунгами, переходить к позиции нелояльности в отношении Украины. С другой стороны, в своих мыслях об освобождении оно все надежды связывает с Россией[5], которая так же никаких обязательств по опёке и защите интересов русских Украины на себя не берёт. Вообще, русское движение Украины всегда проигрывает из-за своей ориентации на Россию и восприятия России как русского государства. На деле Москва весь постсоветский период всячески поддерживала Украину.

Однако постепенно вновь формируется русское (русскоязычное) самосознание, и наступает понимание глубокой враждебности его носителям украинской государственности. На этом фоне соцопросы фиксируют также и тяжёлое разочарование Россией. Первое способствует тому, что русская идентичность здесь возрождается в качестве ответа на украинский вызов, то есть именно как анти-украинская. Второе – разочарование в надеждах на Россию – побуждает искать силы в местных ресурсах и ориентироваться на региональное самосознание, которое формируется одновременно и как русское, и как местное."

14.06.16. Видео от агентства «News Front». «Беглые донецкие мажоры строят укрепления для ВСУ. Продолжаем разоблачать бывших членов Партии регионов, сбежавших из Донецка в Киев. Сегодняшний «герой» – Александр Адамов. Донецкий мажор. Его папа был вице-губернатором области. Сейчас этот «дончанин» живет в Киеве, активно поддерживает «АТО» и зарабатывает на… строительстве укреплений для ВСУ. Подробности – в сюжете.» 4:24

14.06.16. Видео от агентства «News Front».

«Беглые донецкие мажоры строят укрепления для ВСУ. Продолжаем разоблачать бывших членов Партии регионов, сбежавших из Донецка в Киев. Сегодняшний «герой» – Александр Адамов. Донецкий мажор. Его папа был вице-губернатором области. Сейчас этот «дончанин» живет в Киеве, активно поддерживает «АТО» и зарабатывает на… строительстве укреплений для ВСУ. Подробности – в сюжете.»
4:24

14.06.16. Сообщение от ополчения.

14.06.16. Сообщение от ополчения.

"Вечерние обстрелы сегодня начались раньше обычного. Горловка. Шумы, Майорск-Зайцево: бой - применяются минометы, стрелковое (к/к пулеметы), АГС, также ВСУ с Майорска ведут обстрел из танка по позициям ВСН. Активность в разы увеличивается на Зайцево, там мощный бой с АГС и минометами. Светлодарск. Начался бой в районе Светлодарск-Рассадки-Санжаровка, укронацисты применяли минометы, стрелковое, АГСы.
Южнее Светлодарска ДРГ противника пыталась подойти к позициям ВСН в районе Лозового-Калиновки (ближе к Углегорску), была отброшена на прежние позиции. Донецк. Интенсивный бой на ЯБП, также украинцы ведут обстрелы северных окраин. ВСУ обстреляли из САУ 152 мм. с Октябрь со стороны Гнутово.".

Сообщение от Стрелкова И. И.: "Бои усиливаются. Очередной (четвертый за эту войну) раз ранен "Прапор", доставлявший наши гуманитарные грузы в Донецк и Горловку. С его слов - - в ногу и в голову осколками, но легко (говорит ,что "на ногах"). Само-собой, не залезть на передовую он никак не мог... Завтра будет выезжать в Россию. Уточнили - ранение в ногу достаточно серьезное. В Ростов будет не выезжать, а придется его вывозить."

14.06.16 Сообщение от Олега Неменского. первая часть.


14.06.16 Сообщение от Олега Неменского. первая часть.

Эволюция русской и украинской идентичности на Украине после Евромайдана

"Уже немало лет как мы наблюдаем глубокий кризис постсоветской украинской государственности. Республика, имевшая ещё в начале 1990-х наилучшие шансы на успешное развитие среди всех новых независимых государств, оказалась самой неуспешной среди них. И причины здесь не экономические и, я бы даже сказал, не объективные. Корень украинских проблем – в самой идеологии, положенной в основу всего национально-государственного проекта, и в той идентичности, которую она создаёт. Она сугубо негативистская, и любые социальные действия, на ней основанные, так или иначе направлены не на созидание, а на разрушение. Украинство привело молодое государство к кризису очень многостороннему, касающемуся почти всех сторон общественной жизни.

Национальное самосознание – это не раз и навсегда данная реальность, обоснованная генетически или заветами предков. Оно воспитывается, изменяется, и, прямо скажем, управляется. После распада Советского Союза перед Киевом стояла задача создать такую модель украинской идентичности, которая подошла бы большей части населения страны. Но по тем или иным причинам этого сделать не удалось, и в результате Украина оказалась страной без большинства. Такие страны территориально нестабильны, а любая политическая власть в них непрочная.

Любая публичная политика в таких условиях – это в первую очередь политика идентичности, то есть способ так или иначе воздействовать на самосознание граждан, создать хотя бы временное большинство. Идентитарные процессы оказываются не столько фоном, сколько важнейшим предметом политической деятельности.

Последние десять лет (после «Оранжевой революции», когда разделение страны на две политический протонации стало фактом общественного сознания) на Юго-Востоке активно шёл процесс формирования особой «русскоязычной» идентичности. Это был компромиссный вариант осознания себя украинцем, но именно русскоязычным. Процесс вполне закономерный: постепенное отмирание формальной советской категории национальности, не имеющей каких-либо реальных оснований в жизни, сопровождается повышением роли языка как идентитарного фактора. Схожие процессы идут в ряде других стран постсоветского пространства, где русскоязычное население, прежде расколотое по признакам паспортной «национальности», начинает обретать общую русскую идентичность именно на основе своего языка и общих проблем выживания в инонациональном государстве.

Однако русскоязычные на Украине до сих пор не стали осознавать себя русскими. Не имея идейных оснований называть себя русскими, люди переходят к особому «русскоязычному» самосознанию, позволяющему одновременно не отказываться от привычного наименования себя украинцами, но зато отделять себя от украиноязычной части населения Украины. Это также позволяет преодолеть фиктивный разрыв между местными «украинцами» и теми, кто продолжает считать себя русскими, а таковых на Юго-Востоке тоже до сих пор немало – миллионы человек. Ещё в 1990-е гг. местное население, в основном признававшее себя по переписи украинцами, относилось к своему русскоязычию очень спокойно, по принципу «ну, так получилось, мне так удобнее». Теперь же русскоязычие становится символом его самосознания, маркером местной идентичности.

Однако такое самосознание можно счесть компромиссным, а потому временным: оно является переходным от сомнения в своей украинскости к обретению нового самосознания. И дальнейшая судьба русскоязычной идентичности неопределённа: она будет зависеть от новых политических реалий. При одних обстоятельствах она может перетечь в русское самосознание, подобно тому, как это происходит, например, в Латвии, где мы можем наблюдать формирование русской общины на основе населения, прежде очень раздробленного по своим советским «национальностям». Но в случае стабилизации на Юге Украины украинского национального проекта возможно и утверждение модели «русскоязычного украинства».

Вообще, за последний год украинство совершило примечательный кульбит: оно фактически отказалось от украинского языка как маркера украинскости. Произошла легализация русскоязычного украинства, благодаря чему украинская идеология смогла добиться потрясающих успехов на Юго-Востоке. Теперь можно быть украинским националистом и не говорить по-украински, и тебя за это не будут постоянно упрекать. Если ещё недавно той же Ю.Тимошенко с целью работы с украинским патриотическим электоратом пришлось выучить и полностью перейти в своих выступлениях на украинский язык, то нынешние радикальные националисты и лидеры вооружённых формирований не испытывают никаких проблем со своим русскоязычием. Они даже не пытаются обозначить в своей публичной деятельности хотя бы поверхностное знакомство с «национальным» языком.

Однако надо заметить, что это одновременно и свидетельство очень тяжёлого поражения украинства, и очень рискованный для него ход. Ведь теперь у русскоязычной части населения страны отпадает потребность в языковой украинизации. И очень многие, прежде старавшиеся освоить этот якобы родной им язык, теперь так напрягаться не будут. То есть фактически это останавливает дальнейшую украинизацию на языковом уровне, что крайне опасно для всего украинского нац.проекта. Но это стало результатом провала всей постсоветской политики украинизации – она оказалась неэффективной.

Все постсоветские годы на Украине идёт два параллельных процесса в языковой сфере. С одной стороны, осуществляется силовая украинизация: вся сфера официальной документации и образования переводится на украинский, он стал жизненно необходимым языком для любой профессиональной карьеры. Однако с другой стороны идёт не менее заметная русификация «снизу»: область массового потребления была избавлена от советской регламентации и свободный рынок задаёт свои правила игры. Русский язык в СМИ и печатной продукции абсолютно господствует, использование украинского оказалось невыгодным. Можно сказать, что вся постсоветская украинизация провалилась – население Украины так и не заговорило на украинском языке, его географическая сфера преимущественного распространения очень ненамного расширилась. Понятно, что осознание этого факта рано или поздно должно было оказать влияние на способы презентации украинства. В момент, когда единство государства оказалось под большим вопросом, официальный национализм принял русский язык и сделал его своим.

Сама по себе легализация русскоязычного украинства – прекрасное доказательство того, что за украинской идентичностью стоит именно идеология, а не этничность, не национальность. Русскоязычное украинство вполне естественно – ведь украинство это в своих корнях на самом деле является русским западничеством. Оно основано на тесно с ним связанной традиции русской русофобии, разве что развитой до форм «местной» националистической идеологии. Но национализмом в собственном смысле слова оно не является, лишь использует националистическую форму.

Идентичность «русскоязычных украинцев» может стать переходной формой и к возвращению в русскость, к восстановлению полноценного русского самосознания. События на Донбассе показали, что украинская идентичность русскоязычого населения Украины очень легко отменяется: там мы видим быстрое переключение людей на русское самосознание. По переписям и советского, и постсоветского времени на Донбассе фиксировалось абсолютное украинское большинство. Даже в былом оплоте сопротивления – городе Славянске украинцев насчитывалось более 73%. Однако люди здесь вышли на улицы с демонстрацией своего русского самосознания. «Мы русские!» стало основной идеей для восставших донбассовцев. Провозглашению суверенитета здесь предшествовал массовый отказ от украинской идентичности, стихийная ре-русификация и вытекающий из этого запрос на воссоединение с Россией.

И всё же ожидать в случае новых политических потрясений такого же лёгкого переключения на русскую идентичность всего населения Юго-Востока не стоит. Понимание того, что ты не совсем украинец (скоро настоящие украинцы – это галичане), ещё не означает готовности признать себя «москалём». А русский этноним здесь по-прежнему очень прочно увязан именно с такими понятиями.

Главная проблема этой части страны – в отсутствии какой-либо идеологии самости, на основе которой мог бы быть построен местный политический проект. Жителям Восточной Украины нечего противопоставить украинству. Даже когда они выступают против украинства, они предпочитают говорить о «фашизме», потому что заявить другую идентичность просто не могут. Русскость и местная идентичность не представлены как идеология, как образ народа, как проект страны.

Залог успеха радикально прозападного Киева – в пассивности населения «неправильной» половины страны. И, к сожалению, у него есть все основания рассчитывать на это. Ведь на Украине нет межнационального или межэтнического конфликта. Она разделена не между «русскими» и «украинцами», а между теми, кто обрёл национальное самосознание, и теми, кто ещё нет. А выбор до сих пор один – либо быть украинцем, либо «не пойми кем».

При этом постсоветская эпоха показала, что украинский национальный проект не справляется с задачей выражения местного исторического, культурного, социального своеобразия регионов Юго-Восточной Украины. Проблема в том, что и русская национальная идентичность это своеобразие также не вполне выражает, так как слишком москвоцентрична. Представляется несомненным, что движение на Юго-Восточной Украине может иметь успех, только если будет основываться на формировании местных патриотических традиций – русскоязычных, вплетённых в русское самосознание.

Для своего утверждения, русская идентичность должна идти в купе с особым региональным самосознанием, которое может играть роль основного. Именно переключение на него позволит и объединить тех, кто привык считать себя «украинцами», с теми, кто по-прежнему придерживается русского самосознания (а это миллионы граждан Украины), и одновременно дать основания для местного патриотизма и осознания своей самости. Кстати, и на Донбассе неизбежно будет развиваться и обретать права своя особая региональная идентичность.

Современная украинская идентичность очень нестабильна, она легко принимается и столь же легко отвергается. При смене политической парадигмы и политические настроения общества быстро изменятся, и, более того, изменится и самосознание. И поэтому проект новороссийской идентичности имеет немалые шансы на успех.

Да и в отношении Центральной Украины не стоит списывать со счетов русскую идентичность в её местных вариациях. Дело в том, что она присутствует в самом украинстве. Любой украинец знает, что в нём «сидит малоросс», потому что если он не будет достаточно сознательным как украинец, то значит, он будет малороссом. Русская идентичность присутствует в украинстве как своей анти-образ. Примечательна в этом плане кричалка «хто не скаче – той москаль!». Она как раз работает с украинской идентичностью, показывая, что любому из стоящих на площади, чтобы не быть москалём, надо предпринимать какие-то нарочитые действия. Это требование превозмочь свою природную русскость, что может быть достигнуто лишь только через особые – и можно сказать противоестественные – усилия. Если не начал прыгать на месте – остался москалём. Украинская идентичность обнаруживает себя именно в сознательных действиях по её утверждению, но она не природна, не дана сама по себе. Это выбор, который требует своего утверждения и постоянной демонстрации.

Можно представить, что будет, если украинский национальный проект на тех или иных территориях потерпит крах и у больших масс населения появится желание от него отдалиться, стать кем-то другим. При этом они знают, что, переставая быть украинцами, они становятся русскими, москалями, малороссами – им это долго объясняли сами украинские националисты. Так что на деле украинизация в Центральной Украине была и своеобразным способом распространения массового малорусского самосознания, пусть оно сейчас и негативное. При смене политических реалий оно может оказаться и позитивным.

Можно сказать, что украинство до сих пор не стало самостоятельным феноменом – украинцы по сей день живут в контексте русской культуры, их самосознание до сих пор являются лишь негативной вариацией русского. И эта «негативная русскость» в украинской идентичности имеет не только национальные формы, но и, как ни странно, классовые."

14.06.16. Официальные сводки от МО ДНР (Эдуард Басурин) и НМ ЛНР (Андрей Марочко).


14.06.16. Официальные сводки от МО ДНР (Эдуард Басурин) и НМ ЛНР (Андрей Марочко).

МО ДНР: «Украинские силовики за прошедшие сутки почти 500 раз обстреляли прифронтовые территории ДНР. Об этом сегодня агентству ДАН сообщили сегодня в оперативном командовании Республики. «Обстановка в Донецкой Народной Республике продолжает оставаться напряженной. За прошедшие сутки украинские силовики 488 раз обстреляли территорию ДНР», — сказал собеседник агентства. По данным командования, с позиций противника выпущено 22 артиллерийских снаряда калибром 122 мм, 74 мины калибром 120 мм и 177 мин калибром 82 мм. Кроме того, огонь велся из вооружения БМП, гранатометов и стрелкового оружия. Под обстрелом оказались горловский поселок Зайцево, Ясиноватая, села Спартак и Жабичево вблизи аэропорта, поселки Александровка и Старомихайловка на западе Донецка, Докучаевск, Еленовка и село Саханка на юге Республики. «Все данные о нарушениях Минских договоренностей мы передали представителям ОБСЕ и СЦКК», — подчеркнул представитель оборонного ведомства. Напомним, что минувшей ночью в результате обстрела со стороны ВСУ Донецка, Макеевки, Горловки и южных сел повреждения получили 11 жилых домов. Украинские силовики прошедшей ночью обстреляли село Коминтерново Новоазовского района на юге ДНР, из-за повреждений линий электропередачи более 200 жителей остались без света. Об этом сегодня ДАН сообщил глава районной администрации Олег Моргун. «Украинские силовики сегодня ночью обстреляли село Коминтерново, в результате перебита линия электропередачи. Без света остались более 200 жителей села», — сказал он. Глава района отметил, что ВСУ вели огонь по частному сектору из крупнокалиберных пулеметов. В трех домах зафиксированы повреждения остекления и кровель. Раненых среди мирного населения нет. По словам Моргуна, восстановительные работы в селе планируется начать в ближайшее время. Одиннадцать жилых домов получили повреждения в результате ночных обстрелов украинских силовиков Донецка, Макеевки, Горловки и села Коминтерново Новоазовского района на юге ДНР. Об этом сегодня ДАН сообщили в министерстве обороны Республики. «Ночью в результате обстрела ВСУ были повреждены дома по адресам Горловки: поселок Гольмовский, улица Палладина, 39 и 50, Федосеева, 40, Чкалова, 60. В Донецке зафиксированы повреждения в Петровском районе по улице Черногорская, 13 и Луговского, 48. В Новоазовском районе — село Коминтерново, улица Ахматовой, 54, Кирова, 27, 29 и 32″, — сказал собеседник агентства. Кроме того, добавили в военном ведомстве, поврежден жилой дом в Кировском районе Макеевки, в поселке Лесное». В пресс-службе макеевской мэрии уточнили ДАН, что этот дом расположен по улице Желанная в Кировском районе города. Данные о последствиях обстрелов уточняются. С целью поднятия боевого духа командиры ВСУ спаивают бойцов на передовой, сообщил сегодня журналистам заместитель оперативного командования ДНР Эдуард Басурин. «По данным нашей разведки, установлено, что командование 72 бригады ВСУ заставляет личный состав употреблять спиртные напитки», — рассказал Басурин. По его словам, командирами преследуется следующая цель при спаивании личного состава – задурманить мозги военнослужащим ВСУ и убедить их в правильности этой войны против собственного народа, а также поднять дух «война освободителя» земли Донбасса в ходе выполнения ими преступных приказов на линии соприкосновения. Однако, украинские военнослужащие напиваются до такой степени, что неспособны выполнять поставленные задачи. И делают это преднамеренно, с тем, чтобы избежать участия в боевых действиях против жителей Донбасса. Не лучшее положение, отметил Басурин, сложилось и в 24 батальоне «Айдар», который дислоцируется в районе шахты Бутовка. В подразделениях батальона на фоне морального разложения выросло недовольство и недоверие к командному составу. Данное положение привело к бесконтрольности над подразделениями и к бессмысленным обстрелам жилых районов населенных пунктов Республики. Как подтверждение моим словам, националисты в очередной раз обстреляли населенные пункты Горловка, Гольма и Еленовка, в результате получили частичные разрушения и повреждения десять домов. «Данные факты говорят о низком морально-психологическом состоянии украинских военнослужащих. Их деморализованном и подавленном состоянии, в связи с чем, одни отказываются любыми способами от выполнения преступных приказов своих командиров, другие — неадекватно обстреливают жилые районы населенных пунктов ДНР. Однако, всем украинцам давно надоела эта бессмысленная война, которая лишь отнимает жизни товарищей и губит судьбы сослуживцев», — подчеркнул представитель оперативного командования.»

НМ ЛНР: «Киевские силовики за прошедшие сутки семь раз обстреляли позиции Народной милиции ЛНР. Об этом сообщили в оборонном ведомстве Республики. Село Калиново дважды подверглось обстрелу из 82-мм миномет и стрелкового оружия со стороны Новозвановки. Из стрелкового оружия и РПГ дважды были обстреляны позиции в районе памятник князя Игорю в Станице Луганской. Из 120-мм миномета силовики обстреляли село Санжаровка. Кроме того, обстрелам из АГС и стрелкового оружия подверглись поселок Голубовское и село Нижнее лозовое. Ранее в Народной милиции сообщили, что в результате обстрела поселка Голубовское пострадала 15-летняя мирная жительница. При обстреле села Нижнее лозовое смертельное ранение получил рядовой Народной милиции. Руководство киевских силовиков перебросило к линии соприкосновения иностранных наемников африканской внешности, а также наемников, разговаривающих на польском языке. Об этом сегодня на брифинге в ЛуганскИнформЦентре заявил официальный представитель Народной милиции ЛНР майор Андрей Марочко. "Украинское руководство по-прежнему продолжает пользоваться военной помощью западных покровителей, а также прибегать к услугам иностранных наемников стран Ближнего Востока и Европы", - отметил он. "Так, нашей разведкой установлено, что в районе населенного пункта Песчаное Станично-Луганского района на территории песчаного карьера дислоцируется подразделение в количестве 20 человек, состоящее из иностранных наемников африканской внешности", - сообщил Марочко. "Также в населенном пункте Попасная местные жители неоднократно замечали иностранных военнослужащих, разговаривающих исключительно на польском языке", - добавил он. Киевские силовики в нарушение Минских соглашений перебросили из Лисичанска в Горское две колонны автомобильной техники и БТР. Об этом сегодня на брифинге в ЛуганскИнформЦентре заявил официальный представитель Народной милиции ЛНР майор Андрей Марочко. "Вооруженные силы Украины продолжают нарушать условия пребывания военной техники вдоль линии соприкосновения, предусмотренные Минскими соглашениями, а также используют режим прекращения огня для наращивания военного потенциала своих подразделений в зоне так называемой "АТО", - отметил он. "Из населенного пункта Лисичанск в направлении населенного пункта Горское зафиксировано передвижение двух колонн автомобильной техники и БТР", - сообщил он. "По данным нашей разведки, в центре населенного пункта Счастье обнаружено два танка Т-64 и один БТР, а также большое количество личного состава, предположительно из состава подразделений национальной гвардии Украины", - добавил майор. Пострадавшая от обстрела ВСУ 15-летняя школьница из поселка Голубовское доставлена в городскую больницу Стаханова, ее жизни ничего не угрожает. Об этом сегодня на брифинге в ЛуганскИнформЦентре сообщил официальный представитель Народной милиции ЛНР майор Андрей Марочко. Он напомнил, что в результате обстрела из АГС со стороны вооруженных сил Украины ранение средней степени тяжести получила жительница населенного пункта Голубовское, "школьница 2001 года рождения Худякова Алла Николаевна". "Граната через окно залетела прямо в дом, где она проживает", - уточнил Марочко. Он подчеркнул, что девочка не была в ополчении и никакого отношения к военным подразделениям не имеет. "Военнослужащими Народной милиции ей была оказана первая медицинская помощь, после чего она была доставлена в городскую больницу Стаханова. На данный момент ее жизни ничего не угрожает", - отметил майор.»
3:29
4:01

14.06.16. Заметка о ребенке-жертве украинской агрессии.

14.06.16. Заметка о ребенке-жертве украинской агрессии.

"Украинская перемога. Этого маленького Человека зовут Илюша. Ему еще нет и трех лет, но за свою короткую жизнь он уже пережил значительно больше, чем кто-либо из нас... В ту страшную ночь на 9 июня, что всколыхнула весь Донецк, малыш попал под артобстрел украинцев, накрывший Куйбышевский район. Осколками ему задело обе ножки: сквозное ранение левого бедра и ранение правой подколенной области. Сейчас он находится в больнице, рядом все время дежурит папа. К счастью, страшных последствий удалось избежать, состояние Илюши врачи оценивают как удовлетворительное. Желаем малышу скорейшего выздоровления, верим, что совсем скоро он встанет на ноги! А вот украинским оккупантам это преступление, ровным счетом как и все то, что они совершили за 2 года, с рук не сойдет. Донбасс такое не прощает."