18.06.16. Материал от Сергея Ищенко ("Свободная Пресса").
"Стилетом"
в спину Москвы. В Киеве торжествует: совместный украинско-белорусский
ЗРК позволит сбивать российские самолеты. В украинских СМИ появились
сенсационные фотографии железнодорожного эшелона, без особой огласки
прибывшего в эту страну из Белоруссии. На открытых
платформах — недавно поставленные на конвейер в Минске колесные шасси
МЗКТ-6922 для зенитно-ракетных комплексов. Украинский журналист не
скрывает восторга: Александр Лукашенко «дает нам возможность создать
оружие, которое будет сбивать самолеты только одной страны — России».
Однако прежде — о том, что такое шасси МЗКТ-6922 и для чего оно может пригодиться Киеву?
Новая
машина создана относительно недавно и очень быстро. В 2006 году в
Москве состоялась защита технического проекта, а уже в 2007-м в нашей
стране на сверкающее свежей краской шасси установили первый самоходный
зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2Э». Далее белорусские изделия стали
использовать и для прочих современных зенитно-ракетных комплексов
дивизионного звена российских Сухопутных войск — «Бук-М2» и «Оса-1Т»
9К33−1Т.
Успех МЗКТ-6922 предопределили его технические
характеристики. Расчет — три человека. В отличие от шасси БАЗ-5937,
использовавшегося в прежних версиях ЗРК «Оса», новая машина не
амфибийная. Но способна быстро продвигаться практически по любым
дорогам, поскольку легко меняет клиренс, оснащена средствами навигации,
топопривязки, связи, жизнеобеспечения и электропитания. Вес и габариты
позволяют сконструированные на основе МЗКТ-6922 зенитно-ракетные
комплексы быстро перебрасывать по воздуху на военно-транспортных
самолетах Ил-76.
Словом, горячая заинтересованность России в
этом изделии Минского завода колесных тягачей абсолютно прозрачна. Но в
чем интерес Киева, доселе неспособного к самостоятельному производству
собственных эффективных средств противовоздушной обороны? Как
выясняется, в одиночку — да, пока неспособен. Но с помощью белорусов —
вполне.
Все началось задолго до известных трагических событий
на киевском Майдане. Белорусское предприятие «Тетраэдр» и киевское КБ
«Луч» еще в 2009 году приступили к совместной модернизации доставшихся
обеим странам от СССР зенитно-ракетных комплексов «Оса-АКМ». Интерес к
затее военных обеих стран очевиден. Серийное производство этого ЗРК СССР
прекратил еще в 1989 году. Между тем, и в украинских, и в белорусских
арсеналах устаревших «Ос» и сегодня немало. Порядка 125 ЗРК - у Киева и
около 48 — у Минска.
Для новой машины шасси взяли то самое —
разработанное совместно с Россией и уже готовое МЗКТ-6922. Поставили
новую электронику, что повысило помехозащищенность комплекса.
Разработали комбинированную оптико-электронную систему наведения с
тепловизионными каналами и лазерным дальномером.
То, что
получилось в итоге совместной работы украинских и белорусских
конструкторов, назвали зенитно-ракетным комплексом малой дальности Т-38
«Стилет». Как утверждают авторы, за сравнительно небольшие деньги
получилось оружие, эффективность поражения целей которым сравнима с той,
что у российского самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса
малой дальности"Панцирь-1С".
Воздушного противника «Стилет»
способен обнаруживать на дальности до 40 километров. Причем,
одновременно до 48 целей. Дальняя граница зоны поражения — до 20
километров. Этот важнейший показатель вдвое выше, чем у «Осы-АКМ».
На каждой пусковой установке одновременно по восемь двухступенчатых ракет.
Первые
демонстрационные боевые стрельбы «Стилетом» были проведены с 4 по 7
ноября 2011 года на 174-м учебном полигоне ВВС и войск ПВО Вооружённых
сил Республики Беларусь Доманово (Брестская область). Вероятно, при этом
использовались старые штатные зенитные управляемые ракеты (ЗУР) от
«Осы-АКМ». Поскольку работа над новой ракетой для «Стилета», названной
Т382, в КБ «Луч» продолжалась еще, по крайней мере, и в 2014 году.
Там
испытывали проблемы с созданием боевой части и планера перспективной
ЗУР, пиропатронов и пороха. И справились ли с этим к сегодняшнему дню —
неизвестно. Но на худой конец на складах Вооруженных сил Украины ждут
своего часа тысячи старых, сделанных еще в Советском Союзе «осиных»
ракет. Стрелять ими с пусковой установки «Стилета», как показали учения
на белорусском полигоне, тоже возможно. Хотя и не с той, конечно,
эффективностью, как хотелось бы разработчикам.
Скорее всего,
старыми зенитными ракетами в ноябре 2011 года все низколетящие мишени
над Доманово были поражены. Правда, несмотря на это пока не было
сообщений, что новый ЗРК принят на вооружение армиями Белоруссии и
Украины. Известно лишь, что первые две батареи «Стилетов» уже поставлены
Азербайджану.
Но, во всяком случае, для Киева все могло резко
измениться в нынешнем году. Еще в минувшем декабре секретарь Совета
национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов объявил:
«Восстановление потенциала ПВО определено на 2016 год как приоритетная
задача для нашего государства».
Очевидно, раз задача
приоритетная, значит, под ее решение выделены и немалые финансовые
средства. Что конкретно из новых ЗРК намерена закупать украинская армия —
не оглашалось. Но логично предположить, что в этом секретном перечне
значатся и «Стилеты». По крайней мере, ничего более современного из
средств ПВО Киев пока не производит. Пусть даже и не в одиночку, а в
кооперации с Минском. С нашими, как считается, самым ближайшим
военно-политическим союзником.
На фоне происходящего в
Донбассе, на фоне общего контекста нынешних практически разорванных
российско-украинских отношений, такая двойственность позиции Белоруссии,
согласитесь, выглядит, мягко говоря, странной. Причем, есть ощущение,
что меняется та самая позиция прямо на глазах. И вовсе не в сторону
укрепления союзнических обязательств со стороны президента Лукашенко.
Для
краткости всю новейшую историю военно-технического сотрудничества
Украины и Белоруссии рассматривать не станем. Возьмем лишь ту же эпопею с
разработкой «Стилета».
Зимой 2013 года, сразу после того, как
на киевском Майдане под проклятия в адрес России запылали горы
автомобильных покрышек, компания «Тетраэдр» приостановила сотрудничество
с украинцами в этом проекте. На 7-й международной выставке вооружений
MILEX-2014 об этом сообщил официальный представитель «Тетраэдра» Игорь
Новик. Он, в частности, заявил: «Мы взяли паузу в работе с КБ „Луч“
из-за политической и экономической ситуации, которая сложилась с конца
прошлого года на Украине. В том случае, если положение в дальнейшем
будет ухудшаться, у нас есть различные альтернативные варианты и
замены».
Понятно, что «Тетраэдр» приостановил совместную с
Киевом работу не по собственной инициативе. Для этого необходимо было
политическое решение президента Лукашенко. И поначалу, стало быть, оно
оказалось именно таким. Но вскоре, как показали события, сменилось на
противоположное.
В декабре 2014 года лидер Белоруссии лично
прикатил в Киев. Содержание своей беседы с Петром Порошенко Александр
Григорьевич вкратце прилюдно пересказал так: «Петр Алексеевич, надо
будет от Беларуси что-то — скажи. Мы тебе за сутки все сделаем, что ты
попросишь. Все, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы
всегда все делали. И так будет впредь».
При этом Лукашенко заметил, что помогает своему коллеги не из личной выгоды, а «потому, что мы родные люди».
Неизвестно,
вели ли два президента в тот раз разговор и о возобновлении совместной
работы над «Стилетом». Но судя по тому, что эшелон с колесными шасси
МЗКТ-6922 на днях прикатил на украинскую станцию, сотрудничество решено
продолжить.
Нет сомнения, что это создает дополнительное
напряжение между Минском и Москвой. Известно, что российская сторона не
прочь радикально решить проблему: просто взять, да и целиком выкупить
контрольный пакет акций Минского завода колесных тягачей. Тем более, что
70 процентов его продукции идет в Россию. В Минске выпускают не только
шасси для почти всех наших мобильных зенитно-ракетных комплексов. Но и
для российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер»,
реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо», зенитных ракетных
систем С-300 и С-400 и для подвижных грунтовых ракетных комплексов
Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) «Тополь», «Тополь-М»,
«Ярс» и «Рубеж».
Как выяснилось, переговоры на эту тему с
союзниками Москва ведет годами. Без результата. Об этом в апреле
нынешнего года откровенно и с явной обидой рассказал премьер-министр РФ
Дмитрий Медведев. Вот его слова: «Они три года продавали нам этот МЗКТ,
но так мы ни о чем не договорились. Не хотят продавать — не надо, мы на
КАМАЗе наладим производство».
Наладить производство собственных
шасси для ракетных комплексов мы, может, и наладим. Но сколько денег
для этого потребуется? И когда завершится такое импортозамещение?
А
до тех пор Минск в состоянии крепко держать нас за горло в едва ли не
самой чувствительной области военно-политического сотрудничества. И
даже, как оказалось, одновременно беззастенчиво сотрудничать с нашими
врагами (а кем иначе считать нынешний киевский режим?). Не прерывая
прибыльной риторики о верности союзническому долгу.
Хотя,
конечно, речь все же о суверенной стране. С кем хочет — с тем и
сотрудничает. Но некий осадок насчет такого удивительного союзничества,
согласитесь, не может не остаться.
Справка «СП»
Создание
зенитно-ракетного комплекса Т-38 «Стилет» — не единственный совместный
проект Минска и Киева в области военно-технического сотрудничества. Уже
упомянутым киевским КБ «Луч» и белорусской компанией «Пеленг» разработан
и запущен в производство переносной противотанковый ракетный комплекс
«Скиф». Его особенность - возможность наведения ракеты на цель с
закрытых позиций и укрытий, что снижает риск поражения наводчика
ответным ударом противника. На Украине выпускается под названием
«Стугна-П». От базового образца отличается лишь украинским прибором
наведения НП-И. Широко и кроваво применяется в ходе так называемой АТО
на юго-востоке этой страны.
В 2011 году на международной
выставке вооружений «IDEX-2011» был впервые продемонстрирован самоходный
ПТРК «Каракал», совместная разработка белорусской компании «Белтех» и
все того же украинского КБ «Луч». В ноябре того же года несколько
самоходных пусковых установок ПТРК «Каракал» приняли участие в военном
параде в столице Туркмении Ашхабаде.
Новейшая белорусская
высокоточная дозвуковая крылатая ракета оперативно-тактического
назначения «Аист» оснащена турбореактивным двигателем МС-400 разработки
украинской компании «Мотор Сич». По сообщениям СМИ, в 2016 году
производство малоразмерных двигателей МС-400 будет развернуто на
Оршанском авиаремонтном заводе.
Летом 2014 года, когда в
Донбассе уже вовсю громыхала гражданская война, стало известно, что
Оршанский авиаремонтный завод и украинское АО «Мотор Сич» совместно
модернизируют украинские транспортно-боевые вертолеты Ми-8. При этом на
40 процентов обновляется обшивка, ставятся металлокерамические
бронеплиты, новые двигатели, ракетное и стрелковое вооружение, бортовое
радиоэлектронное оборудование. «Из старого вертолета мы делаем
практически новый», — заявили в Минске.
В мае нынешнего года
лидер Радикальной партии Украины Олег Ляшко в Верховной Раде заявил, что
в конце 2015 года «в режиме строгой секретности» Гособоронзаказ Украины
заключил соглашение с Белоруссией о поставках Киеву в 2016 году 120
произведенных в Минске грузовиков МАЗ-6317. В дальнейшем в Черкассах
планируется развернуть лицензионное производство этих военных грузовиков
из белорусских комплектующих."