22.09.16. Заметка от Дмитрия Заворотного.
«Украинский
бюджет-2017: кошелек банкрота и должника. Кабмин Украины представил
общественности проект государственного бюджета страны на 2017 год. В
приоритетах - оборонный бюджет и погашение госдолга. В «хвосте», теперь
уже традиционно, социалка и уровень жизни населения. В европейской
стране, на которую Украина безуспешно пытается быть похожей все
последние 25 лет, бюджет - это деятельность государства по распределению
части добавочной стоимости на решение важных социально-экономических
задач. Например, развитие экономики, инфраструктуры, социальной сферы,
обороны и так далее. Но как быть, если доходов все меньше? Ответ
правительства Владимира Гройсмана прост: брать в долг, повышать налоги и
не жалеть денег на оборону, а остальное как-нибудь приложится.
Итак,
согласно главному экономическому документу, доходы государства
ожидаются в размере 706,3 млрд грн, расходы - 775,3 млрд грн. Дефицит
бюджета должен составить около 70 млрд грн. Рост ВВП запланирован в 2017
году на 3%, инфляция - на 8%.
Рассмотрим эти цифры подробнее.
Самая интересная часть бюджета - это, конечно же, доходы бюджета и рост
экономики. Непонятно, откуда команда Гройсмана собирается взять 3%
прироста ВВП. Учитывая, что по итогам первого полугодия текущего года
экономика продолжала испытывать падение экспортных поступлений и
стагнацию на внутреннем рынке, предпосылок нет. Видимо цифра оттуда же,
откуда и прогноз роста экономики по текущему году, который не спешит
оправдываться.
По сравнению с 2016 годом доходная часть бюджета
должна вырасти на целых 15%, или на 107 млрд. гривен. Чтобы доходы
бюджета выросли так стремительно, рост ВВП не менее 3% должен быть
гарантирован. Но ведь это только прогноз и, как водится, оптимистичный и
крайне хрупкий. Впрочем, раз цифра доходов имеется, значит команда
Гройсмана знает откуда ей взяться. Кроме роста экономики, возможны
другие основания для увеличения доходной части - например, девальвация
гривны и ее лихорадочная эмиссия Нацбанком. Видимо к сценарию «печатного
станка» правительство и готовится, учитывая что средний курс гривны
заложен на уровне 27,2 грн.
Главные же источники доходов, как
следует из проекта бюджета, - это повышение налоговой нагрузки, а также
внешние и внутренние заимствования. Кабмин намерен повысить акцизы на
табак и алкоголь. Согласно имеющимся данным акцизы на пиво и крепкий
алкоголь могут быть увеличены на 20%, на винодельческую продукцию и
слабоалкогольные напитки – на 12%. Также предлагается повысить
специфическую ставку акциза на табачные изделия, на 30%. Кроме того,
звучали предложения о повышении на 32% акциза на тяжелые дистилляты
(газойли) качества Евро-4 и Евро-5, а также на печное топливо и мазут -
на 29,4%. К чему это приведет? Бизнес еще больше уйдет в тень.
Не
все деньги Гройсман и компания намерены вытянуть из кармана
соотечественников, ибо там уже почти пусто. Остальное придется занять.
Пополнение казны за счет займов в 2017 году составит 175 млрд. гривен.
Это, на секундочку, - 22,5% всей доходной части бюджета.
С
расходами ситуация не лучше. Две ключевые статьи в бюджете-2017 -
военный бюджет и погашение госдолга. Что касается последнего, то это
главный феномен бюджетного процесса современной Украины. Как уже
отмечалось, Киев хочет одолжить 175 млрд. гривен. При этом расходы на
погашение госдолга в следующем году составят беспрецедентные 241 млрд.
гривен. Это 31% всех госрасходов страны.
Треть годового бюджета
уйдет на погашение госдолга. Для сравнения, при «набравшем кучу долгов»
Януковиче на эти цели тратилось 7,8% бюджета.
Отдав долги,
Киев потратит почти 130 млрд. гривен (18% бюджета) на армию. Это на 18
млрд. больше прошлогоднего военного бюджета, который считался рекордным.
Данная цифра странная во всех отношениях. Боевые действия на Донбассе,
конечно, не прекращались несмотря на «перемирие», но и масштаб их, к
счастью, не стал серьезнее. В общем либо Киев собирается воевать, либо
определенным кругам пришлись по вкусу эти раздутые цифры, общественный
аудит которых затруднен (это же военная тайна).
Социалку в
очередной раз ожидает жесткое хирургическое вмешательство. Планируется
серьезная «оптимизация» различных льгот. Добьют тех, кто не сможет
возразить: для предприятий и общественных организаций инвалидов
отменяется льготная ставка по социальному налогу: с 5-8% для этой
категории граждан она будет повышена до 22%. Также намечена отмена льгот
пенсионерам и многие другие «новации». Но главный сюрприз властей
касается всех. Правительство в следующем году откажется от индексации
пенсий и зарплат. Вместо их индексации, как уже отмечалось, власти
решили повысить акцизы.
Сказать, что это несправедливо - ничего
не сказать. Вспомним, что инфляция в 2015 году составила почти 48%, а
по итогам января-августа 2016 года - 15,4%. Средняя пенсия в 2015 году
относительно 2014 года номинально выросла на какие-то жалкие 3,5%, с
1526,1 до 1581,5 грн. За неполный 2016 год она подросла на 7%. Средняя
зарплата номинально выросла в 2015 году на 20,5%. А вот реальная
зарплата из-за инфляции в 48% упала на 20%. В 2016 году темпы инфляции и
зарплат пока совпадают. Но инфляционный шок 2015 года так и не был
компенсирован, особенно пенсионерам и малоимущим. Более того, 1 сентября
тарифы ЖКХ в очередной раз были повышены.
Какой вывод можно
сделать? Предложенный проект бюджета - это бюджет дефолта. Дефолта
«Второй украинской республики». Простой человек, занимавший скромное
место до «революции», сегодня оказался вычеркнут из процессов
экономического распределения. Точнее, участвует в них по остаточному
принципу. И это логично. Ведь проект бюджета был заявлен после получения
долгожданного транша от МВФ. Последние, как главный донор украинской
катастрофы, - хотят видеть бюджет с такой расходной частью, которая не
повредит интересам кредиторов. Киев отлично справляется, добивая остатки
социального государства».