01.10.16. Материал от ИА Новороссия.
«Продолжение.
Антон Беликов: философ не должен оставаться в стороне. Представляем
вниманию читателей вторую часть эксклюзивного интервью с русским
философом, художником и искусствоведом Антоном Беликовым, сорвавшим
накануне выставку в «Сахаровском центре», на которой были представлены
фотографии украинских нацистов, убивающих мирное население Донбасса.
В первой части интервью
https://vk.com/strelkov_info?w=wall-57424472_116854
Антон рассказал о мотивах своего поступка и проблемах современного
общества. В продолжении беседы речь пойдет о гражданской позиции,
реакции оппонентов и солидарности с Донбассом.
— Были ли уже угрозы в твой адрес?
—
Пока нет. На данный момент я получил много комментариев по поводу того,
что я бездарный художник, который пытается пропиариться. Насчет
бездарности — это, наверное, не мне судить. А пиар для художника,
который не подписывает свои вещи (как вы знаете, в христианском
православном искусстве художники они иконы и фрески свои никогда не
подписывают), абсолютно бессмысленен. Для современного искусства, где
продается, опять же, не сам холст, а подпись на этом холсте, пиар — вещь
совершенно необходимая. А мне пиар совершенно не нужен. Насчет угроз,
повторюсь, что пока не было.
Я, думаю, готов к последствиям,
которые для меня могут неизбежно наступить. Мне есть что терять, но что
делать. Но если кроме меня туда никто не пришел чтоб это прекратить? У
меня прадед имел трех дочерей, в 1941 году он уже не подходил для
мобилизации, но он пошел, взял в руки оружие, и лег под Ельней, под
Москвой, защищая столицу. Наверное, он был испуган, и ему было что
терять, были там и угрозы и опасности. Хотя его жизнь была существенно
больше. Я живу в сытой, жирной Москве, сытый, жирный москвич — и бояться
— извините, нет. Моему прадеду было гораздо страшнее, чем мне. Тем
людям, которые взяли в руки оружие и пошли защищать Родину, им было всем
страшно, у них у всех были обручальные кольца и у всех были дети, но
они понимали, если они сейчас не пойдут, то завтра придут уже к ним
домой. Вот и вся моя позиция на этот счет.
— Ты пришел на
выставку с открытым забралом, без лозунгов и криков, просто высказал
обвинения в лицо организаторам. Они—то как отреагировали?
—
Действительно, я был один, не скрывал своего лица, практически сразу
представился, поскольку это был акт гражданской моей позиции. Как
отреагировали? Скажу так — это было смешно. Там было несколько мужиков,
человек 6-7, которые очень испугались, у них тряслись губы и руки, но я
то был один, и в руках кроме банки с краской у меня ничего не было. А
они реально испугались, что выглядело еще комичнее. Они пригласили меня к
диалогу, и я был готов к нему. Эти люди, которые говорят о себе, как об
«элите России», они растерялись, и не могли привести от себя ни одного
аргумента. И это люди, которые говорят: «мы интеллектуалы, сейчас вам
будем рассказывать, куда вам надо идти, чем заниматься, мы ум, честь и
совесть, о свободе вам расскажем». Это просто смешно.
— На видеоролике видно, что ты говоришь оппонентам: «вы хотели гражданское общество — вот получайте!» Что ты имел в виду?
—
Я имел в виду, что эти люди последовательно стоят на праве человека
демонстрировать всему человечеству странные проявления. И они отстаивают
право человека и художника проявлять эти самые странности. «Он художник
— ему можно». Даже когда обществу это не нравится. Приходит, условно,
Павленский, и прибивает свои гениталии гвоздями к Красной площади и
говорит, что это искусство. Приходят «пуссирайот» приснопамятные в храм,
и устраивают там то, что обычно устраивают. Они, кстати говоря, как и
вся эта тусовка, считают «о, это искусство». Выходят говорящие головы,
остепененные кандидаты философских наук, я не буду называть конкретных
имен, выходят и говорят: «мы экспертно ответственно заявляем — это
искусство. А вы в обществе обязаны это слушать. Ведь они же художники и
им можно». Они же говорят и об этих проявителях — это гражданское
общество, вы терпите, нельзя им мешать.
И, кстати, общество
терпит и молчит, да и церковь молчит тоже и терпит. Не все знают, что
«пуссирайот» сперва пришли не в Храм Христа Спасителя, они сначала
побывали в Елоховке, в небольшой церковке, где меня крестили. Я видел,
что их из храма спокойно выпроводили, сказав: «идите отсюда с миром».
Потом они пришли в ХХС. Так вот, для меня Елоховский собор — особое
место, я терпел, посмотрел на все, что делали все эти девушки…
Кстати,
Толоконникова заканчивала тоже философский факультет, как и я. Какие-то
свои аргументы они предъявляли, я просто послушал. Заметьте, я не
пришел к Толоконниковой с монтировкой в руках. А сейчас получается,
когда я к ним пришел, в своем родном городе, я пришел как человек и
гражданин. Не как художник я пришел, я гражданин России, я к ним пришел и
провел с ними диалог.
— Ты опасаешься каких-то юридических последствий: повесток, может быть штрафов?
—
Штрафов?.. Я живу на зарплату преподавателя, денег у меня других нет.
Уголовное преследование, если меня будут преследовать, я к этому готов.
Естественно, мне очень не хочется садиться в тюрьму, прямо вообще не
хочется. Но если общество в целом и судебная система, в том числе,
готовы человека, который произвел вот такие действия как я, взять и
посадить в тюрьму, тогда это диагноз самому обществу. И диагноз в целом
нам. Скорее, это ответ на вопрос «нужны ли мы нам?» (см. первую часть
интервью, - прим. ИА Новороссия).
— Своим примером ты показал
людям путь. Что сопротивляться нужно у себя дома, не только сидя на
диване, но и в своем городе не позволять подобным мерзостям появляться и
выставляться вообще, называться «искусством»? Пойдут ли за вами?
—
Я не хочу, чтобы за мной кто-то куда-то ходил. Я профессиональный
философ. А профессиональный философ — он всегда одиночка. Действует
философ всегда по своему разумению. Сократ (для меня очень важная
персона), в свое время, когда его высокопоставленные друзья в Афинах
сообщили, что его будут судить и предложили организовать побег, ответил:
«если я убегу, значит я отрекаюсь от того, о чем я говорил». А говорил
Сократ о том, что истина всегда одна. В результате его заставили выпить
яд и он умер. Умер, отвечая за свои слова. Мне очень не хочется,
конечно, пить цикуту, и в тюрьму садиться очень не хочется. Поэтому я
никого за собой не зову. Я один, я философ, и я действую так, как
философы действовали всегда. В общемпринятомпонимании философ — это
существо в очочках, которое сидит где-то и какую-то непонятную чушь
говорит. На самом деле это все не так. С давних времен философы — это
люди действия, практически все. И я действую также, как философы
поступали издревле. Поэтому я никого за собой не зову, нет.
—
Многие неравнодушные люди расценили твой поступок не только как борьбу с
проявлениями фашизма, неприкрытого никакими условностями, но и как
солидарность с теми событиями, происходили в Одессе 2 мая 2014-го, и
которые происходят в Донбассе по сей день. Что ты думаешь о происходящих
событиях в Донбассе сейчас, о тех людях, которые сейчас находятся там?
—
Я считаю, что очень важно называть вещи своими именами. Люди, которых
убили и сожгли в Одессе — это жертвы геноцида. Их сожгли за то, что они
русские. Или за то, что они не хотят поддерживать фашистские правила,
которые там пытаются насаждать. Их убили не за «сепаратизм», а именно за
это. На Донбассе люди, которые находятся в зоне действия украинской
артиллерии, их убивают не за то, что они с оружием в руках что-то
отстаивают, это мирное население, которое убивают. В терминах путаницу
проводят постоянно. Целенаправленное запутывание с одних вещей на
другие.
В Сирии, когда штурмуют боевиков, тех, что головы
режут, оказывается, что они бедные несчастные и куча «мирных жертв». А
когда убивают мирное население Донбасса, оказывается , это борьба
маленькой независимой Украины с большой Россией. При том, что никто не
доказал, что Россия там есть, что там есть наши войска.
Когда
на фото люди «зигуют», и надевают определенную символику, а при этом все
говорят: «на Украине нет фашистов». Когда улицы центральных городов
называют именем Бандеры, отмеченным в резне поляков массовой. Это ранит
меня как философа. Ребята, у вас есть логика? Нарушение этой логики
причиняет мне почти физическую боль. Я хочу, чтобы вещи называли своими
именами. Я пришел на данную выставку, и назвал вещи своими именами. В
эпоху, когда сбивают ориентиры, очень важно чтобы кто-то приходил и
говорил: фашизм — это фашизм, резать людям головы — это плохо, те, кто
делают это — преступники и должны нести ответственность за это, те кто
их поддерживает — это не творческие люди, не художники и не фотографы, а
пособники убийц.
В Нюрнберге тех, кто творил зло, называли
фашистами и нацистами, а тех, кто не с оружием, а идеологически
поддерживал нацистов, их пособниками. Вот эти ребята, которые приезжают к
нам и, застенчиво улыбаясь, рассказывают, какие замечательные парни
воюют в карательных батальонах — они конкретно пособники фашистов. Я
пришел на данную выставку, и назвал все своими именами.
—
Фотограф и устроители на камеру что-то мямлили про «трагедию с двух
сторон» и так далее. Они ответили, почему на выставке нет фотографий со
стороны жителей Донбасса, ополченцев и добровольцев?
— Он
(фотограф – корр.) ответил, что у него нет денег, чтобы поехать на
Донбасс и сделать фото с другой стороны. Я, честно говоря, считаю это
лукавством. Для меня здесь все довольно прозрачно выглядит. Наверное,
было бы правильно обозначить войну с двух сторон. Понимаете, прежде чем
сделать то, что я сделал, я более часа беседовал с этим самым
фотографом. Я спросил фотографа — на фото армия, регулярная украинская
армия, призывники? — он ответил, что там помещены бойцы карательного (он
сказал территориального) батальона «Донбасс». Мы хорошо знаем, чем
занимаются на местах эти самые «бойцы». Он представляет их как обычных
«очеловеченных»: видите, какой улыбчивый парень — он пожарный. Он делает
их симпатичными «ребятами с соседнего двора», классными парнями,
борцами за свободу и так далее. Только борец за свободу не режет людям
головы, а на его фото как раз те, кто резал, и режет, которые пленным
пальцы режут, которые утюгом пытают, свастики на теле выжигают пленным,
глаза выкалывают. И все это делают в тылу почему-то, в своей модной не
запачканной форме…
— Хотелось бы устроить выставку своих работ в Донбассе, пообщаться с людьми, посмотреть своими глазами на все?
—
Пообщаться с людьми я бы хотел, приехать тоже собираюсь. Еще год назад я
сделал икону, которую я хотел бы передать в дар одному из храмов
Донбасса. Потому, что людям это надо, они находят утешение. На войне
неважно — верующий человек или нет, все молятся на пороге смерти — не
бывает атеистов в окопах под огнем. Я бы просто хотел подарить свою
икону, это никакой не пиар на острие темы.
Икона мозаичная, я
ее набирал несколько месяцев, крошечные кусочки натурального камня, не
то, что можно сделать за полчаса. Я давно хотел передать ее на Донбасс,
просто контактов никаких не было там. — Это обязательно осуществится…
Я
ее сделал, она находится у меня дома, я хотел представить ее сначала на
готовящейся выставке, а потом я хотел бы сам привезти на Донбасс и
подарить.
Что касается соей персональной выставки, я не
настолько плодовитый художник, чтобы персональную личную выставку
организовывать. Но у нас есть какая-то группа художников, которая
занимается новым христианским искусством. Именно христианское искусство,
каноническое, но оно новое сегодняшнее. И вот эти люди смогут
поддержать такую идею, я был бы рад эту выставку устроить и каким-то
образом поддержать не одну из воюющих сторон, а поддержать людей, у
которых близкие гибнут. Вот это мне кажется самым важным. Такая история.
И еще одно, я просто знаю, что вы как-то связаны с темой. Я
давно ищу связи с какой-либо сирийской церковью. У нас тоже есть группа
людей, которые готовы поехать сейчас в Сирию. Тоже не на злобу дня, в
соцсетях уже давно запрашиваю в открытых сообществах как мне выйти на
сирийских церковных деятелей. Хотел бы поехать и написать какую-то
фреску в одном из разрушенных или восстанавливаемых храмов самой Сирии.
То есть это все легко проверить, и я давно темой занимаюсь, а не горячим
моментом пользуюсь. Просто пользуясь нежданной совершенно ситуацией,
для меня, прежде всего, нежданной. Я когда туда (на выставку – прим.
ред) пришел, я вообще не знал что будут какие-то медиа, понятия не имел,
что было «Рен-ТВ». То есть весь такой шум для меня это приобрело
совершенно спонтанно. Но уж коли мне выпала возможность обратиться к
широкому кругу людей: помогите в добром деле, пожалуйста. Вот и все, что
я могу сказать.
— Значит скоро увидимся на Донбассе, а потом и
в Сирии. Спасибо за глубокое неожиданное интервью. Мы еще обязательно
встретимся и пообщаемся.
— Спасибо и вам, всего доброго, до свидания!
P.S. Обратиться к Антону Беликову можно через его страницу вконтакте».