09.03.17. Заметка от донецкого блогера Ирины Логвиновой.
"Кому
нужна такая война? Факел Новороссии, который зажег в самом начале
Русской Весны Павел Губарев, нельзя погасить. Как бы ни пытались
политики, бизнесмены вытеснить из народного сознания идею Новороссии и
присвоить себе, оттеснив истинных героев, воинскую славу тех, кто
первыми поднялись на защиту Родины в 2014 г., - возрождение идеи
Русского Мира, Новороссии неизбежно.
Это книга об истинных героях
Русской Весны 2014 года, бескорыстных и полных энтузиазма, которых
сейчас пытаются вытеснить люди с корыстными интересами, жаждущие власти и
денег, им нет дела до интересов простых людей, они готовы ради своего
кармана договариваться даже с врагом. Авторы статей и дневниковых
записей, вошедших в состав сборника «На переднем крае», –
непосредственные участники битвы за Новороссию, которая длится по сей
день, как «эхо русской и долгой весны» (Ю. Горошко). И российский
доброволец Ю. Горошко в своем стихотворении задается непростым вопросом,
выражая в нем мысли многих и многих людей:
Новороссия, Новороссия…
Быть тебе на земле, иль не быть?
Что ответишь ты нам, если спросим мы,
Скольких нужно еще схоронить?
Сколько времени, крови истратишь ты,
Зарождаясь в донбасских степях?
Нет отца у тебя и нет матери.
Только дух, только воля и страх…
Страх,
что в очередной раз надеющихся на помощь России жителей Донбасса в
очередной раз «сольют»... И этот страх поддерживается информационной
войной, и тем, что не обо всем можно рассказывать, пока война еще не
завершена. Как говорит А. Жучковский, «война продолжается, и не все
увиденное, услышанное и сделанное может быть предано огласке». Но то, о
чем рассказывать можно и даже нужно, в этой книге читатель найдет.
В
очерках и дневниковых записях показаны взгляды разных по политическим
убеждениям и мировоззрению людей, объединенных любовью к родной земле,
единодушных в борьбе с врагом. Эти публикации порой даны в «сыром», не
вычитанном виде, порой, видимо, взяты прямо из блогов или соцсетей, и в
этом есть, возможно, свой смысл – это подчеркивает подлинность
переживаний автора, не отретушированную рукой корректора или редактора,
не приглаженную, а такую, какой она родилась в момент написания (в окопе
под обстрелом; в квартире, где в любой момент может погаснуть свет и
вырубиться Интернет; в условиях полевых, военных, непредсказуемых…). Это
звучат живые голоса людей, оказавшихся на передовой. Голоса врачей,
ополченцев, военкоров, мирных жителей, волонтеров, занимающихся
гуманитарными поставками и др. Их глазами мы видим суровую борьбу
русского народа на Донбассе за свое право жить по своим законам, не
прогибаясь под навязываемую им чуждую православным людям прозападную
идеологию. В статье Ю. Евича, который стоит у истоков военной
медицинской службы ДНР, мы знакомимся с непростой ситуацией. Он пишет:
«… за все время работы здесь мне не удалось встретить НИ ОДНОГО военного
врача из РФ! Одиночки-добровольцы <...> – это насмешка над
«организацией современной военной медицинской службы» <…> пусть у
русских военных врачей нет приказа вышестоящего руководства (кстати, а
почему?) – но ведь в позапрошлом веке, в прошлом русские врачи не по
приказу, а по зову сердца ехали добровольцами в Африку, Индокитай –
лечить тамошнее население от эпидемий и увечий, полученных в ходе
военных конфликтов. Что случилось с тех пор с отечественной медициной?
<…> Если забьют Новороссию, то дальше – фашисты четко обозначили
свои цели: война придет в Орловщину, Брянск, Подмосковье…».
Воспоминания
Геннадия Дубового – не просто публицистика, а полноценные главы для
большого документального романа, в котором главным действующим лицом
выступает сам автор, все описываемое реально переживший и запечатлевший
самые яркие эпизоды. Это философское, экзистенциальное осмысление войны,
психологический очерк переживаний человека на войне. Это взгляд
человека, который проникает в самую суть бытия, научившись на войне
какому-то беспредельному всепониманию того, что невозможно выразить
«всем вместе взятым гениям кино»: «Испытанное слияние с сознаниями сотен
людей вызвало не страх – радость; целительное, как в материнской утробе
спокойствие. И внутри этого невыразимого спокойствия душа бабочкой в
панцире нетварного света, сразив безумие обыденности, алмазным росчерком
озарения соединила-вмагнитила в одну бездонную и всё выявляющую фразу
вездесущности все содержание миров невидимых и видимых. Сгорело «Я» - и
то, что было тленным мною, стало в зияющем разломе вневременности
нетленным всем во всем». Главная мысль Геннадия Дубового в том, что без
создания Новороссии как лаборатории «социально-экономического креатива»
не будет и России: «… гарантируемая системами залпового огня
деиндустриализация, гаубично-минометное инфраструктурное обнуление,
карательными операциями довершаемая элиминация «лишнего» населения
Юго-Востока бывшей Украины – модель для разборки Российской Федерации».
Дневник
Ю. Горошко представляет собой хронологическое изложение его собственной
истории, как он попал на войну в бригаду А. Мозгового «Призрак». Как он
пишет в одном из своих стихотворений,
Зима пришла на огненный Донбасс…
Истерзанный, израненный, изрытый…
Он нас позвал. И в этот трудный час,
Стоим мы с автоматом и молитвой <…>
Он
описывает переход через границу, будни в штабе «Призрака» в мирном
Алчевске, желание действовать, воевать, Дебальцевскую операцию и многое
другое.
Однако, помимо героев, подвиги которых уже вписаны
золотыми буквами в историю Новороссии (И. Стрелков, А. Павлов
(Моторола), М. Толстых (Гиви), А. Беднов (Бэтмен), А. Мозговой и др.),
были и предатели, которые приехали на войну за наживой (таковыми
оказались Ходаковский и Безлер). Об этом, например, пишет в «Записках
Добровольца» А. Красногородцев, рассказывая о том, как воевали «Восток» и
«Оплот», оставившие боевые позиции без приказа и прославившиеся
«несгибаемой трусостью». Не все ехали на войну воевать… Многие хотели за
чужой счет награды получить, так сказать, отметиться, что они тоже там
были с оружием в руках.
Центральным же вопросом книги является
вопрос, вынесенный нами в заглавие статьи. В дневниковых записях А.
Мозгового (они как раз и помещены в центре сборника, так сказать, на
почетном месте) этот вопрос поставлен особенно остро, ребром. Война
нужна тем, кто заставляет народ о многом молчать: «Мы зависим от военных
грузов из России, наши жители голодают. Даже идейно мы находимся в
зависимости от лживой пропаганды, где ни слова об истинных виновниках
русско-украинской трагедии». Основной пафос записок А. Мозгового: нужно
объединяться против общего врага – еврейских олигархов. «В августе,
наконец, ввели войска, но не дали им наступать. Провозглашали Новороссию
от Луганска до Одессы, а позволили удержать лишь две области. Но и от
них половину оставили противнику, а оставшийся огрызок поделили на ДНР и
ЛНР, чтобы русские и здесь не могли объединиться и не стали
самостоятельной силой». Кому нужна такая война, в которой, по
свидетельству военкора Ю. Юрченко, герои не должны были вернуться
живыми: «О том, что стрелковская армия была готова умереть в битве за
Славянск, знали все. При сложившемся на тот момент соотношении сил, они,
эти полторы тысячи спартанцев, были обречены на героическую гибель. И
такой исход устраивал, если не всех, то – очень многих. И не только в
Киеве… Но такой финал не устраивал командующего этой армией, который не
имел права погубить здесь, в этом небольшом русском городке (уже
обозначенном на картах киевских военачальников как большой пустырь),
вверивших ему свои жизни ополченцев, и этим, практически, решить судьбу
битвы за Новороссию»?..
Я читала эту книгу, находясь в
командировке в Донецке, под периодически доносящиеся с северной стороны
города звуки стрельбы. Все описанное в книге я знаю от родных и друзей, с
которыми поддерживаю постоянную связь. И хотя я не живу в Донецке
постоянно, а только навещаю его, мое сердце всегда находится там. Это и
моя война. И когда идеи Новороссии постепенно начали «сливать», в моей
душе всё возмутилось: за что же проливали свою кровь в 2014 г. мои
земляки, если их потихоньку оттесняют, выдавливают из власти, а героями
объявляют людей, не причастных к событиям Русской Весны и едва ли
воевавших… Я читала эту книгу, а в сознании то и дело возникали картины
из фильма Э. Кустурицы «По млечному пути» (2016), о другой войне, на
Балканах, но такой похожей на нашу своей фантасмагорической
действительностью. В фильме главный герой Коста ездит в соседнюю деревню
за молоком на осле и под большим черным зонтом, потому что идет война и
летают осколки снарядов. У военкора Ю. Юрченко описан подобный эпизод,
но в Донецке: «По улице, впереди меня идут две женщины, пожилая и
молодая. Накрапывает почти незаметный дождик. Слышится очередной,
достаточно близкий «раскат». Женщины никак на него не реагируют, пожилая
говорит своей юной спутнице: «Дура я, дура… Зонтик не взяла!..». Я не
выдерживаю, смеюсь. Они оглядываются на меня, удивленно. «Думаете,
зонтик поможет?..». До них доходит, они тоже начинают смеяться…».
Вопрос,
который звучит в книге то явно, то между строк, - кому нужна такая
война? – постоянно приходил мне в голову. За окном глухие, тяжелые звуки
«перемирия», готовые выпустить первые листочки деревья, готовые
зацвести весенние цветы… За окном тепло и люди заняты повседневными
заботами… Жизнь идет своим чередом. Но эти люди, там, за окном, они уже
не такие, какими были до войны: «Война проявляет людей как фотопленку.
Пара дней войны и люди как на ладони. Чем ближе женщина с косой, тем
лучше видно, кто из какого теста слеплен и какими нитками сшит…». Это
люди, о которых пишет И. Донецкий: «Мы переоцениваем ценности. Мы учимся
помогать друг другу. <…> Мы живем настоящим. Потому что прошлое
лежит в тревожной сумке, а будущего может и не быть. Мы ездим в
трамваях, бока и стекла которых пробиты пулями. <…> И эта
реальность нас – жителей Донбасса – меняет. <…> Донбасс меняется
стремительно. И уже не важно: победит ополчение украинскую армию или
украинская армия – ополчение. В любом случае Украина получит пару
миллионов пропахших порохом мирных жителей, которых ей уже нечем пугать.
Плюс пара миллионов прорыдавших в изгнании. И десятки тысяч вооруженных
мужчин и женщин, которым есть, за кого и кому мстить». Это русские
люди, которые не хотят потерять свою культуру, свой язык. За это они
вышли кто с оружием в руках, а кто и вовсе безоружный, в 2014 г.,
вдохновившись идеями Русского Мира и Русской Весны. И это ничего, что,
как пишет в своем дневнике Елена Донецкая, в Киеве ее говор воспринимают
как русский язык, а в Москве – как киевский диалект. Такие же проблемы в
столице возникают и у жителей Брянской, Орловской, Воронежской
областей, и вообще юга России. Чем ближе к югу, к морю, тем больше в
русском языке кавказских и украинских черт. Но все мы – русские, и
вместе составляем единый Русский Мир. И война на Донбассе (и это
подчеркивают все авторы сборника «На переднем крае») идет за право быть
русскими. Факел Новороссии, который зажег в самом начале Русской Весны
Павел Губарев, нельзя погасить. Как бы ни пытались политики, бизнесмены
вытеснить из народного сознания идею Новороссии и присвоить себе,
оттеснив истинных героев, воинскую славу тех, кто первыми поднялись на
защиту Родины в 2014 г., - возрождение идеи Русского Мира, Новороссии
неизбежно."