суббота, 12 декабря 2015 г.

12.12.15. заметка от Павла Расты.


12.12.15. заметка от Павла Расты.

"Об этом мы и должны подумать. В Донецке прошел круглый стол на тему «Проблематика свободы слова и идеологии в ДНР», которое было организовано общественной организацией «Международная федерация независимых журналистов» (Донецк). Наше агентство освещало мероприятие и предоставляет Вам наиболее яркие доклады выступающих. Одним из докладчиков был наш друг Павел Раста (позывной Шекспир):

Уважаемые коллеги, друзья.

Вопрос, который хочу с вами обсудить я, несомненно, один из самых важных вообще. И, возможно, самый важный в условиях войны. Это вопрос идеологии. И идеологической работы в средствах массовой информации.

Очевидно, что СМИ не существуют в безвоздушном пространстве. Они никогда не были и не будут отделены от того мира, в котором существуют. Любой, кто утверждает обратное, либо глуп, либо лжёт и преследует какие-то свои цели, далёкие от бескорыстных.

Я повторяю: средства массовой информации не существуют изолированно. Они - не вещь в себе. Они являются частью общества, в котором они присутствуют. И частью политической системы, как института этого общества. Хотя, это даже узкий взгляд. В современном мире они - часть ментальной системы этого общества. Один из её ключевых элементов. Именно они должны ретранслировать ценности общества, задавать ему точки опоры, во многом, давать ответы на его вопросы. То есть заниматься тем, что и является идеологической работой. Если они этого не делают, то в большинстве случаев становятся для общества откровенно опасны. Становятся его разрушителями, как это сейчас происходит в западном мире. СМИ не должны быть безответственными.

Разумеется, тем, о чём я говорил, они не должны заниматься в отрыве от другого общественного института - государства. Я сейчас не говорю о прямом государственном диктате. Ни в коем случае. Я говорю о сотрудничестве. Но, к сожалению, здесь тоже не всё так просто. И если от идеологической работы устраняются СМИ - это ещё пол-беды. Гораздо опасней, когда от неё самоустраняется государство.

Впрочем, об этом я поговорю отдельно. А сейчас предлагаю закончить с теорией и рассмотреть ситуацию в нашей Республике. Давайте отдавать себе отчёт в том, что происходит. С самого начала эта война носила чёткий идеологический характер. Утверждать, что мы воюем просто с украинским государством (каким бы оно ни было уродливым и изначально мёртвым) просто бессмысленно. Глупо даже утверждать, что мы воюем просто с некими бандеровцами.

Разумеется, оба этих утверждения, по своему, верны. Но ситуации в целом они не отражают. А правда в том, что против нас воюет мощнейшая фашистская идеология. Которую очень долго подкармливали. Которой позволяли разрастаться, как колонии бактерий в чашке Петри. Которую буквально закалывали стероидами, как бройлерную курицу на американской птицефабрике. И вот этот мутант вырос, окреп и набросился на нас. И не надо говорить, что бандеровская идеология выдыхается. Сил у неё ещё предостаточно. Её ведь не просто поддерживали - ей дали обрасти собственной информационной системой. Одной из сильнейших в мире, прошу заметить.

Давайте будем объективны. А с идеологией с помощью танков воевать бесполезно. Идею может победить только идея. И никакие пули, никакая армия в этом смысле не поможет. Был ли дан новому фашизму идейный отпор? Да, безусловно. Русская революция на Донбассе, практически сразу названная Русской Весной, так же имела мощнейшую идейную основу.

Но была существенная разница. Если бандеровская идея поддерживалась и взращивалась на государственном уровне, на неё работали фонды, институты, разветвлённая сеть различных организаций, то идеология Русской Весны развивалась стихийно. Это был выплеск хтонической энергии, мгновенная реализация того, о чём русский народ мечтал в глубине души. И восстание произошло не по политическим и, тем более, не по экономическим причинам. Даже не из-за фактического запрета русского языка. Нет. Донбасс восстал против фашизма. Против того, что омерзительно самой ментальности нашего народа, памяти его предков, его истории. Не удивительно, что Рубиконом в этом вопросе стали трагические события в Одессе. И это шло из сердца, а не из чьего-то посольства. Со всех точек зрения такая природная, натуральная идеология изначально гораздо сильнее искусственного бандеровского проекта. Но только в том случае, если после того самого идейного взрыва она будет подхвачена общественными институтами. В первую очередь, государством. Во вторую очередь, СМИ.

Но произошло ли это на Донбассе? Нет, не произошло.

А произошло именно то, о чём я говорил в начале: государство демонстративно самоустранилось от любых идей. По каким причинам это произошло? Что ж. Об этом можно говорить долго и с удовольствием. Но делать я этого не буду. Я думаю, для присутствующих очевидно, почему. Слишком много вещей придётся назвать своими именами. Да и слишком много людей придётся назвать по именам. Не уверен, что сейчас это будет правильно. Хотя, сделать это всё равно придётся рано или поздно. Ибо ситуация с идеологической работой государства сейчас такова, что дальше катиться уже просто некуда. То, что сейчас у нас называется идеологической работой, выглядит, как полнейшая профанация, граничащая с откровенным саботажем. Чего стоит, хотя бы, один из местных конкурсов красоты, где девушки в купальниках прохаживались по сцене с иконами. Вероятно, так организаторы понимают слово "духовность". Знаете, я ничего не имею против девушек в купальниках. Это как минимум. Но вот только подобная подача - это даже не идиотизм. Это диверсия. За подобные шутки в исламских странах просто убивают. И не могу сказать, что я не согласен с таким подходом к вопросу защиты собственных сакральных ценностей.

Итогом стало то, что средства массовой информации, не получающие вообще никаких идеологических вводных, частью растерялись, частью так же приняли безидеологическую позицию. И это в тот момент, когда пропаганда противника не ослабевала ни на секунду. Чем такой идеологический вакуум может завершиться в условиях войны? Думаю, ответ очевиден. И тем более, он очевиден для нашей Республики. Потому, что с самого начала её скрепляет именно идея. Не будь идеи - не было бы и Республики. И лишать её идеологии - значит разрушать. Подрывать сами её основы. Вольно или невольно. В связи с этим особенно интересно знать, что информационной политикой вообще (и идеологией в частности) у нас сейчас занимаются бывшие НПО-шники. Активные участники и воспитанники т.н. "неправительственных организаций", существовавших на гранты. Думаю, источник этих грантов не для кого здесь не секрет. Очень хочется задать два "неожиданных" вопроса:

1. Почему к такой важной и фундаментальной задаче подпустили именно этот интересный контингент?

2. Не связано ли катастрофическое положение в сфере идеологии нашей Республики с этим удивительным фактом?

Пусть эти вопросы пока повисят в воздухе. Тем более, что они могут оказаться вполне риторическими.

Таким образом мы столкнулись с парадоксальной ситуацией: идеологическая работа в обществе необходима критически, но основные общественные институты, обязанные ею заниматься, от неё самоустранились. Нельзя сказать, что у идеологии в информационном пространстве ДНР и ЛНР есть проблемы. Просто не может быть проблем у того, чего не существует.

В этой тяжелейшей ситуации роль независимых журналистов и свободных СМИ становится ключевой. А ответ на вопрос "что делать?", на самом деле, и прост, и сложен одновременно. В условиях, когда государственная машина уклоняется от своих прямых обязанностей, идеологическую работу должны взять на себя именно мы - независимые журналисты, писатели, философы.

Потому, что в противном случае мы сами станем разрушителями нашего общества. И не только общества, но и нашей Республики тоже. И это будет так, даже если мы будем просто молчать и стоять в стороне. Иван Ильин сказал: "Не сопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Таков духовный закон" (с). И здесь ситуация та же. Абсолютно та же.

Мы не зря записали в уставе Международной Федерации Независимых Журналистов пункт о том, что одной из её основных задач является защита традиционных ценностей нашего общества. Потому, что у журналиста должно быть не только право на свободу слово, но и право на ответственность за своё слово. Сегодня же речь идёт не только о фундаментальных ценностях, но и о том, что можно назвать "идеалами революции", как бы громко это ни звучало. Потому, что Республика построена и держится именно на них.

Это ценности и эти идеалы - и есть та самая идеология, проводниками которой мы обязаны быть. Просто как граждане. И как бойцы тоже. Мы должны понять, как именно мы можем всё это сделать. Каким образом мы можем быть полезны. Не каким-то политикам или партиям, а обществу и Республике.

Вот именно об этом мы и должны подумать. Крепко подумать."

Комментариев нет:

Отправить комментарий