воскресенье, 24 апреля 2016 г.

24.04.16. Интервью историка Дмитрий Володихина, советника директора РИСИ, для газеты "Культура".


24.04.16. Интервью историка Дмитрий Володихина, советника директора РИСИ, для газеты "Культура".

"Путь России всегда пролегал от опасности смуты к необходимости построения сильного государства. Напоминанием об этом служит и печально известная битва на реке Липице, произошедшая ровно 800 лет назад, 21 апреля 1216-го и ставшая кровавым апофеозом междоусобной брани. О том, сколь важно усваивать такие уроки и не допускать их повторения, о причинах популярности Грозного и Сталина, а также о том, что ответить, когда недавно созданную Национальную гвардию России пытаются сравнивать с опричниной, размышляет историк Дмитрий Володихин.

культура: Сегодня история в центре общественных дискуссий. Мы спорим, что именно из каких эпох взять в день сегодняшний. А в чем для Вас главные уроки нашего тысячелетнего пути?

Володихин: Основной состоит в том, что без христианства мы очень быстро оскотиниваемся, теряем совесть и стыд. В жизни каждого человека должны быть вера в Бога и связанная с нею любовь. Тогда общество окажется способным преодолевать какие угодно сложности и преодолевать пропасти любых катастроф.

культура: Еще один урок: как только элита начинает ставить свои частные интересы выше общих, происходят смуты и потрясения…

Володихин: Все верно. Вспомним такое событие: в 1216 году произошла одна из великих национальных трагедий русского народа. Многие тысячи людей пали на поле битвы у реки Липица. В сражении за владимирский престол сошлись, с одной стороны, младшие сыновья Всеволода Большое Гнездо вместе с муромцами, с другой — соединенное войско смоленской и новгородской земель, поддержавшее старшего Всеволодовича Константина. Междоусобная брань князей привела к тому, что берег Липицы был покрыт мертвецами, а сама река окрасилась в красный цвет. Эта чудовищная драма говорит о порче духа. О том, что люди, у которых в руках находилась власть, — русские князья, воспользовались ею ко злу, к разрушению общества. Но все же большинство участников конфликта впоследствии, ужаснувшись тому, что сделали, помирились. И в последующие годы относились друг к другу по-братски, договаривались, прощали обиды. Смогли раскаяться и исправиться. Более того, один из них — князь Георгий Всеволодович — был позднее канонизирован Русской православной церковью. Это значит, что вера позволяет справляться даже с такими немыслимыми бедами. Страна преодолевает смуты и восстанавливается, и данный сюжет не раз повторялся на протяжении веков.

культура: В восприятии истории у многих господствует позитивистский, то есть сугубо материалистический взгляд. Вы же считаете движущей силой истории Божий Промысел?

Володихин: Да, я в этом смысле человек средневековья.

культура: Большинству современных людей такой подход чужд. Для них история — расцвет и смерть цивилизаций, борьба государств и народов за доминирование на планете…

Володихин: Не думаю, будто «современные люди» так уж ничего не понимают. У нас в стране много верующих. И это не только бабушки-старушки у свечной лавки при церкви. Тут и министры, и губернаторы, и генералы, и профессора, и известные артисты. Их мнение часто звучит с экранов, по радио, в Сети. Хотя есть и определенная инерция, потому что наше общество очень долго приучали к атеизму. Не так быстро изменится эта картина мира, но надо набраться терпения и делать свое дело.

культура: Вы нередко говорите о том, что россияне по-прежнему плохо знают историю Церкви…

Володихин: Все так. Роль Церкви в русской истории и культуре немногие представляют себе хорошо. Однако если вернуться лет на двадцать пять назад, то эту роль понимали вообще считанные единицы. А за последнюю четверть века у нас сформировался слой образованных граждан, которые сознают, каким источником творческой силы являлась Церковь для отечественной культуры. И этот слой понемножечку растет. Не надо ждать сногсшибательных духовных прорывов. Все добрые дела совершаются без спешки. Так и с нами будет.

культура: Насколько важна для России симфония светской и церковной властей?

Володихин: Симфония предполагает сотрудничество Церкви и государства, священства и царства. Эту идею сформулировал византийский император Юстиниан в своей знаменитой 6-й новелле, где говорится, что глава страны не просто христианин, а персона, которая обязуется хранить религиозные догматы. Периоды симфонии были самыми успешными в нашей истории. Князь Владимир крестил Русь, ввел церковную десятину, возводил храмы и способствовал распространению христианства на всей территории державы. Состояние симфонии имело место на северо-востоке Руси, во Владимиро-Суздальской земле. Андрей Боголюбский был строителем храмов, защитником церкви от леонтианской ереси. В XVI веке возникали периоды симфонии. Митрополит Макарий являлся духовным наставником Ивана IV. В 1589-м при Федоре Иоанновиче учредили патриаршество. Государство бурно развивалось, расширялось территориально и осознавало себя как православную державу. Симфония всегда оставалась труднодостижимым идеалом. Но при некотором усилии обеих сторон, при взаимном стремлении порой это удавалось. Период Никона противоречив. Никон видел Москву в роли второго Иерусалима, центра всего восточного христианского мира. И для этого пошел на изменение некоторых обрядов, произвел поправки в церковных книгах. Он поднимал авторитет священства, наводил дисциплину в церкви. Со всей строгостью карал порочных священников, строил монастыри. Ему принадлежит проект Нового Иерусалима под Москвой. С другой стороны, при нем случился раскол, который тяжело прошелся по русской церкви и отразился на состоянии государства. При Петре произошло упразднение патриаршества, начался синодальный период. Страшная эпоха — XVIII век, когда от монашества за сто лет осталось 10 процентов по сравнению с веком XVII. Только при поздних Романовых отношения церкви и государства потеплели. При государях Александре III и Николае II наступил православный ренессанс. На протяжении всей нашей истории симфония то была, то исчезала.

культура: Как объяснить любовь народа к Ивану Грозному и Иосифу Сталину?

Володихин: Все-таки самый популярный государь — Александр Невский, большой православный святой. По недавним празднованиям стало ясно, что и князь Владимир, креститель Руси, тоже фигура очень значимая. А что касается популярности Сталина, то народ вздыхает по «сильной руке», мечтает, что коррупционеров прижмут к ногтю. Однако если с течением времени порядка в стране станет больше и все это будет решаться самыми простыми правительственными мерами, вырастет ответственность административного класса, уменьшится воровство, то и любовь к «сильной руке» начнет ослабевать. И сойдут на нет иллюзии, будто бы придет некий железный дракон, накажет всех виноватых и осчастливит хороших людей.

культуры: Среди современной элиты много тех, кто «далек от народа»?

Володихин: Я оцениваю их словами старого мультфильма: «Возьмите лучших из лучших». — «Лучшие из лучших зализывают раны». — «Возьмите лучших из худших». То, что у нас сейчас есть, — лучшее из возможного. И по этому поводу остается сказать: «Могло быть еще хуже!»

культура: Да, но это не утешает. Некоторые эксперты, чтобы решить данную проблему, предлагали ввести нечто наподобие новой опричнины. Как Вы относитесь к такой мысли?
Володихин: Я убежден, что в случае опричнины этих экспертов первыми и водрузят на кол — чтоб не смели государю советовать. Люди могли говорить подобное, потому что не очень хорошо понимают предмет. И, слава Богу, что большой трагедии они на наши головы не накликали.

культура: Но создание Национальной гвардии России некоторые интерпретируют как возможную опричнину…

Володихин: Я специалист по политической и военной истории России XVI века. И со всей ответственностью заявляю, что опричнина — это учреждение, порожденное обстоятельствами того столетия. И обстоятельствами того же столетия уничтоженное. Сейчас можно проводить какие угодно культурологические аналогии, однако реальность состоит в том, что никакой опричнины у нас нет. А есть другие учреждения, с другими целями и другой социальной базой. Росгвардия на опричнину не похожа.

культура: Мир становится глобальным. Говорят, рано или поздно всем будет заправлять мировое правительство. Мы готовы к этому?

Володихин: Россия — самостоятельная цивилизация. И подчиняться правилам, которые прописали транснациональные корпорации или какие-то политические кланы Запада, для нас не имеет смысла. Мы должны жить своим умом. И противостоять тем, кто хочет превратить нас в глину, податливый материал в руках чужеродного строителя.

культура: Многие по-прежнему испытывают ностальгию по Советскому Союзу, хотят построить СССР 2.0.

Володихин: У меня контрпредложение. Я с интересом посмотрел бы на попытку создать Российскую империю 2.0. И в какой-то степени уже участвую в этом. А другие варианты — возвращение в СССР или в первобытнообщинный строй — не для меня. Российская империя 2.0 подразумевает триаду: православие, крепкая государственная власть и народ с его желаниями, чаяниями, традициями и культурой. Это основа нашей жизни. Более крепких основ у нас никогда не будет."

Комментариев нет:

Отправить комментарий